Фридрих Ницше в своей книге «Веселая наука» (Die fröhliche Wissenschaft) описывает безумца, который кричит на рыночной площади: «Куда ушел Бог? … Я скажу вам. Мы убили его — вы и я. Мы все его убийцы». На рынке много тех, кто не верит в Бога и смеется над безумцем с фонарем в яркое утро. Ницше хотел показать, что люди на рынке не понимают последствий жизни без Бога. Согласно безумцу, мы блуждаем в бесконечной пустоте. И люди этого не осознали.
Часто, когда я читаю тексты о вопросе сознания от сторонников физикализма, особенно редукционистского физикализма, этот отрывок из Ницше приходит мне на ум. В основе физикализма лежит идея, что только материя имеет значение, если мы хотим понять поведение людей. В принципе, как многие нейробиологи и философы заявляют, наши мысли и чувства объяснимы исключительно нейронными процессами. Изучение работы мозга — это все, что нужно для описания того, что делает нас людьми. У меня есть ощущение, что эти нейробиологи и философы считают себя новыми Ницше, бесстрашными авангардными мыслителями, которые передают истину непросвещенным людям: как движения заряженных ионов и нейротрансмиттеров мы — бесконечная пустота.
Редукционистский физикализм и его проблемы
Редукционистский физикализм утверждает, что феноменальное сознание не существует. Это привело философа Галена Строусона к цитированию мыслителей от древности до психолога и лауреата Нобелевской премии Даниэля Канемана: «Мы знаем, что люди могут сохранять непоколебимую веру в любое утверждение, как бы абсурдно оно ни было, когда они поддерживаются сообществом единомышленников». Согласно Строусону, «самый замечательный эпизод в истории человеческой мысли» заключается в том, что эти верующие отрицают существование чего-то, что каждый знает с определенностью: сознательного опыта, перспективы феноменального «я».
Современные альтернативы физикализму
Возможно, физикализм уже мертв, и мы этого еще не заметили? Существуют современные безумцы, которые провозглашают смерть физикализма. Например, известный нейробиолог Кристоф Кох теперь поддерживает современную версию панпсихизма: идею, что сознание — это всепроникающее свойство реальности и, следовательно, должно присутствовать по всей вселенной.
Идеализм и дуализм
Современные альтернативные точки зрения включают идеализм, который провозглашает, что сознание — это все, что существует. Феноменальная субъективность имеет неоспоримую первостепенность, когда дело доходит до знания о нас самих и мире. В концепции философского идеализма, следуя Иммануилу Канту, можно сказать, что опытный мир — это представление внешнего мира. Мы не имеем прямого доступа к этому миру. В современной форме эта идея, как сформулирована Бернардо Каструпом (2024), называется аналитическим идеализмом.
Дуализм и монизм
Дуальный аспект монизма можно найти в работах философа и романтика Ф.В.Й. Шеллинга. Это также основа концепции Паули-Юнга, возникшей из диалога лауреата Нобелевской премии по физике Вольфганга Паули и психиатра К.Г. Юнга. Дуальный аспект монизма был недавно сформулирован в современных научных терминах физиком Харальдом Атманспахером и философом Дином Риклзом (2023). Согласно дуальному аспекту монизма, сознание и мозг — это два разных (дуальных) аспекта одной и той же базовой реальности. Сознание и материя основаны на полезном, прагматическом различии, но в конечном итоге могут быть прослежены до нейтральной структуры, фундаментальной реальности на заднем плане, которая не является ни сознанием, ни материей.
Исследование сознания
Даже жесткие исследователи, игнорирующие потенциальный феноменологический анализ опыта, все равно должны полагаться на субъективный опыт своих участников. В экспериментальных условиях участники должны как-то передать свой субъективный опыт — например, нажимая кнопки для «видения» определенных целей. Чтобы учесть этот факт, экспериментальный психолог Макс Вельманс (2009) ввел понятие рефлексивного сознания. Для понимания сознания нам нужны как персональная, так и третьеличностная перспективы как дополнительные рамки. Вместе с третьеличностной перспективой, присущая личностная и субъективная опытность естественно является дополнительным знанием для любого исследователя сознания.
Все больше людей осознают абсурдность крайней версии физикализма: сознание не существует. Ученые также все больше осознают, что в принципе невозможно объяснить, как феноменальное сознание «генерируется» или «производится» мозгом. Есть движение на сцене. Упомянутые выше альтернативные концепции того, что означает субъективный опыт, могут показаться странными на первый взгляд. По крайней мере, мы вышли из идеологического тупика. Мы освобождены, чтобы думать за пределами рамок, чтобы понять, что сознание может значить для нас, людей.