Интеллектуальная одаренность обычно воспринимается как благо, и действительно, она приносит множество преимуществ высокоинтеллектуальным людям. Однако перевозбужденные состояния, связанные с усиленной работой мозга, могут проявляться как необычные черты, которые могут быть проблематичными.
Казимир Дабровский, польский исследователь, также известный своим вкладом в изучение депрессии и личностных характеристик, определил эти перевозбужденные состояния как пять видов: эмоциональная, воображаемая, интеллектуальная, психомоторная и чувственная.
Распространенность перевозбужденных состояний
Каждый интеллектуально одаренный человек (с IQ 130 и выше) имеет по крайней мере одно врожденное перевозбужденное состояние. Большинство одаренных людей имеют от двух до пяти таких состояний, хотя они различаются по степени выраженности, и одно состояние обычно выделяется как наиболее выраженное.
Идентификация одаренности
Перевозбужденные состояния могут помочь educators и родителям определить одаренность, которая иногда маскируется проблемами, такими как трудности в обучении, бедность или неуспеваемость. Эксперты в области одаренности, такие как Susan Winebrenner и Dina Brulles, отмечают, что перевозбужденность является маркером одаренности, одним из многих признаков при идентификации одаренного ребенка.
В этой серии статей я подробно расскажу о каждом из пяти видов перевозбужденных состояний, а также о конкретных стратегиях, которые могут использовать учителя и родители при работе с одаренными людьми. В следующей части серии мы рассмотрим эмоциональное перевозбужденное состояние и как с ним справляться.