В этой статье я обсуждаю результаты двух недавних исследований о том, как жить счастливее и осмысленнее. Эти работы рассматривают две техники: "life crafting" и "стать героем своей истории".
Что такое life crafting?
Life crafting — это намеренные изменения, которые люди вносят в свою жизнь, чтобы взять контроль над своей судьбой, удовлетворить важные психологические потребности (например, в автономии и независимости) и жить жизнью, которая является подлинной и осмысленной.
Компоненты life-crafting интервенций
Вот некоторые компоненты life-crafting интервенций, а также примеры утверждений и вопросов, которые могут помочь в процессе размышлений и создания своей жизни.
- Ценности: Из списка ценностей выберите те, которые считаете наиболее важными. Подумайте, что делает эти ценности особенными и как они отражаются в ваших ежедневных занятиях.
- Внутренние интересы: Есть ли у вас ежедневные занятия, которые мотивируются внутренне? Внутренне мотивированные занятия — это те, которые сами по себе имеют смысл и приносят удовольствие, в отличие от тех, которые выполняются только из-за внешнего давления или вознаграждений. Попробуйте включить больше внутренне вознаграждающих занятий в свою повседневную жизнь.
- Отношения: Кто самые важные люди в вашей жизни и почему? Подумайте о способах улучшения ваших близких отношений с ними.
- Социальные вклады: Влияет ли то, что вы делаете, на других и общество? Как? Подумайте о различных способах, которыми ваше поведение, отношение и цели влияют на счастье и благополучие других людей.
- Осмысленная жизненная история: Представьте свою жизнь как книгу с разными главами. Как началась книга? В какой главе вы находитесь сейчас? Что должно произойти, чтобы вы перешли к следующей? Какие уроки были усвоены до сих пор? Есть ли у книги тема?
- Цели: Что вы хотите достичь в жизни? Это могут быть цели в таких областях, как романтические отношения, работа, учеба, здоровье и хобби. Используйте свои ценности и интересы для постановки реалистичных краткосрочных и долгосрочных целей.
Стать героем своей истории
Вторая техника заключается в том, чтобы стать "героем своей истории".
Мы склонны видеть наши жизни как истории, которые разворачиваются во времени, и мы играем роли не только в своих историях, но и в историях других людей.
Иногда мы видим себя как главных героев — тех, чьи решения продвигают историю, чьи действия приближают их к целям, и чье влияние ощущается даже в жизни других людей.
Иногда мы видим себя как второстепенных персонажей — беспомощных зрителей, контролируемых событиями и людьми, лишенных способности формировать свою историю, не говоря уже о том, чтобы влиять на чью-то еще жизнь.
Недавнее исследование Гoffredi и Sheldon изучало влияние восприятия себя как главного (против второстепенного) персонажа.
Их статья, опубликованная в Journal of Research in Personality, пришла к выводу, что восприятие себя как главного персонажа положительно влияет на благополучие и чувство автономии, компетентности и принадлежности.
Упражнение: Чувствовать себя главным героем в своей жизни
Подумайте о времени, когда вы чувствовали себя главным героем в истории своей жизни или в чьей-то еще. Некоторые примеры: Взять на себя ответственность на работе, встать на защиту жертвы, сыграть важную роль в победе команды, успешно подать заявки в колледжи по своему выбору, спланировать мероприятие (например, день рождения, отпуск, свадьба).
Что происходило? Что вы делали? И как ваши действия или решения повлияли на результат?
Вспомните, как вы чувствовали себя, когда были тем, кто руководит и принимает решения, контролируя свою судьбу и имея ценность для других. Воссоздайте это чувство и оставайтесь с ним некоторое время.
Поразмышляйте о том, как упражнение повлияло на ваше чувство смысла жизни, счастье и благополучие.
Таким образом, восприятие себя как главного героя — способного контролировать внешние события через свои действия и решения — положительно влияет на благополучие и счастье.
В то же время восприятие себя как второстепенного персонажа, находящегося во власти внешних событий или контролируемого другими людьми, приводит к чувству некомпетентности и неспособности удовлетворить базовые психологические потребности.