Сиротство как психологический феномен

Сиротство как психологический феномен

Когда я был ребенком, я часто фантазировал, что мои родители, спящие в соседней комнате, не были моими настоящими родителями. Я представлял себя сиротой, оставленным при рождении и усыновленным. Эта история помогала мне выразить чувство одиночества и отличия от остальной семьи.

Сиротство — это трагическая судьба, которая становится все более распространенной в мире из-за войн, голода и плохого здравоохранения для женщин. Оно имеет серьезные и долгосрочные последствия, как показывают многие исследования. Однако сиротство также имеет психологическое измерение: это универсальный архетипический образ в человеческой психике. Согласно теориям Карла Юнга, архетипы принадлежат нашему коллективному бессознательному, а не только индивидуальному.

Сиротство в культуре

Наше увлечение сиротами проявляется в культурах разных времен и мест. Многие из первых историй, которые мы узнаем, — это истории о сиротах. Моисей стал лидером своего народа. Ромул и Рем, воспитанные волками, основали Рим. Список фольклорных сказок, мифологических историй, фильмов и литературных произведений, в которых фигурируют сироты, очень обширен: Бэтмен, Супермен, Золушка, Рапунцель, Оливер Твист, Энн из Зеленых Мезонинов, Хайди, Джейн Эйр, Гарри Поттер, Люк Скайуокер и многие другие. Эти персонажи отмечены несчастливым началом, которое толкает их на героическое путешествие.

Психологическое сиротство

Быть сиротой — значит быть одиноким в мире, лишенным матери, отца или обоих. Сиротство как психологический феномен связано с внутренним состоянием покинутости. Если гнев — это эмоция бессилия, то одиночество и утрата — это эмоции сироты. Мы можем испытывать архетип сироты, не будучи им в реальности, как это было в моем детском опыте.

Внутренний ребенок в снах

Когда дети появляются в снах или когда мы видим во сне свое детское «я», эти фигуры могут представлять аспекты нас самих, которые мы игнорировали или забыли, но теперь хотим узнать. Эти качества часто связаны с невинностью, любопытством, спонтанностью. В своей книге «Внутренний ребенок в снах» юнгианский аналитик Катрин Аспер предлагает следующие вопросы при работе с внутренним ребенком в снах:

  • Как я выгляжу в своих снах, как ребенок или как взрослый?
  • Чем занимаются дети в моих снах?
  • Как я отношусь к детям в своих снах?
  • Как другие фигуры снов относятся к ним?
  • Как выглядят родители и другие авторитетные фигуры?

Наши сны показывают нам, что происходит в нашем бессознательном уме, истории, которые формируют нас, но неизвестны нашему бодрствующему «я».

Внутренний сирота

Внутренний сирота несет в себе чувства непринадлежности, отличия от толпы. Внутренний сирота страдает от тоски, которую нельзя удовлетворить извне. Их страдания не результат отсутствия родителей, а результат отчуждения от своей способности заботиться о себе. Внутренний сирота ждет в скрытом уголке нашего бессознательного, чтобы быть спасенным нашим вниманием и любовью. Когда мы игнорируем свои потребности в пользу потребностей других, когда мы отвергаем части себя из-за страха или стыда, когда мы отказываемся от естественного желания быть увиденными, похваленными, восхищенными, мы создаем внутрипсихическую среду для внутренних сирот.

Культурные комплексы

Мы также можем чувствовать себя сиротами в коллективной группе. В это время поляризации в нашей стране многие люди выражают чувства покинутости политическими лидерами или партиями и правительством. Карл Юнг описал культурный комплекс как набор общих бессознательных убеждений, отношений и эмоций. Более недавно юнгианский аналитик Томас Сингер развил это понятие: «Крупномасштабные социальные комплексы формируются в слое культурного бессознательного групп и становятся культурными комплексами. . .. [которые] могут быть определены как эмоционально заряженные агрегаты идей и образов, которые склонны группироваться вокруг архетипического ядра и делятся индивидами внутри идентифицированного коллектива».

Осознание этих внутренних динамик сиротства может принести исцеление одиночеству и печали потерянного ребенка. Сначала необходимо признать существование внутреннего сироты и назвать бремя, которое он несет. Чувства служат порталами к самопознанию и осознанности. Сироты в мифах и историях имели помощников. Сестра Моисея, Мириам, следила за корзиной с младенцем Моисеем, пока дочь фараона не нашла ее вниз по реке. Ромул и Рем были вскормлены волками. Золушка имела свою фею-крестную, а Люк Скайуокер был помощником Оби-Ван Кеноби и Йоды. Когда мы обращаемся к своему внутреннему раненому с состраданием, терпением и любопытством, мы становимся своим собственным Йодой.