Как экранное время влияет на психическое здоровье подростков: новые исследования

Как экранное время влияет на психическое здоровье подростков: новые исследования

Интересное сегодня

Как развивать устойчивость в трудные времена

Введение Непредсказуемость текущего момента дезориентирует – как и в первые дни пандемии, когда все ...

Как расположение глаз влияет на восприятие оживлённости движ...

Введение Человеческая когнитивная система способна извлекать сложную информацию из динамических визу...

Невербальная обучающая инвалидность (NVLD): распространеннос...

Введение Термин Невербальная обучающая инвалидность (NVLD) был впервые введен Джонсоном и Миклебасто...

Алекситимия и аутизм: почему трудно распознавать эмоции

Алекситимия и аутизм: когда эмоции трудно распознать Для многих аутичных людей вопрос «Как ты себя ...

Синдром Драве: влияние на качество жизни и уровень стресса у...

Введение Синдром Драве (ранее известный как тяжёлая миоклоническая эпилепсия младенчества) — редкая ...

Как виртуальная реальность влияет на восприятие объектов: ро...

Введение Мультисенсорные переживания характеризуют нашу повседневную жизнь, включая сенсомоторные вз...

Оригинал исследования на сайте автора

Влияние экранного времени на психическое здоровье подростков

С появлением смартфонов и социальных сетей психологи начали беспокоиться о потенциально негативном влиянии этих технологий, особенно на детей и подростков. Однако ранние исследования давали противоречивые результаты, отчасти из-за методологических ограничений, таких как малые выборки и кросс-секционные дизайны. Два недавних исследования попытались дать более точную картину, используя лонгитюдный подход с большими репрезентативными выборками.

Первое исследование: паттерны использования экранов

Первое исследование, проведенное Синьсинь Чжу из Университета Эдинбурга и коллегами (2023), изучило паттерны использования экранного времени и их связь с психическим здоровьем у более чем 1 500 швейцарских подростков. Исследователи отслеживали модели использования медиа (ТВ/DVD, видеоигры, чаты и интернет-серфинг) на протяжении всего подросткового возраста, проводя замеры в 11, 13, 15 и 17 лет. Было выявлено пять различных паттернов:

  • Низкое использование экранов
  • Увеличение времени на чаты и серфинг
  • Умеренное использование экранов
  • Активное использование экранов в раннем подростковом возрасте
  • Увеличение времени на видеоигры и чаты/серфинг

Результаты и выводы

Исследователи проанализировали, как разные паттерны связаны с психическим здоровьем во взрослом возрасте, включая депрессию, тревожность, суицидальные мысли, самоповреждение, агрессию, делинквентное поведение и употребление психоактивных веществ. Результаты показали, что высокие и растущие паттерны использования экранов связаны с повышенными рисками для психического здоровья. Например:

  • Группа с растущим временем на чаты и серфинг демонстрировала самые высокие уровни депрессии и тревожности.
  • Участники с растущим использованием видеоигр и чатов чаще сообщали о суицидальных мыслях и самоповреждении к 20 годам.
«Независимо от направления причинно-следственной связи, эти данные указывают на то, что история использования экранов может сигнализировать о риске психических и поведенческих проблем» — отмечают авторы.

Второе исследование: «аддиктивные» паттерны использования

Более свежее исследование (2025) Юнью Сяо из Корнелльского университета и коллег изучило растущее использование социальных сетей, видеоигр и мобильных телефонов среди детей и подростков, сосредоточившись на так называемых «аддиктивных траекториях использования». Важно отметить, что «экранная аддикция» не признается в DSM (Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам), хотя интернет-игровое расстройство включено как состояние, требующее дальнейшего изучения.

Ключевые находки

Исследование охватило 4 285 участников из США (средний возраст на старте — 10 лет) и выявило следующие паттерны:

  • Социальные сети: 9,6% — пиковое использование в 13 лет, 31,3% — растущее использование, 59% — стабильно низкое.
  • Мобильные телефоны: 49,2% — стабильно высокое использование, 24,6% — растущее, 26,2% — низкое.
  • Видеоигры: 41,1% — высокое использование, 58,9% — низкое.

Демографические и психические корреляции

Высокие траектории использования социальных сетей чаще встречались у девочек, а видеоигр — у мальчиков. Участники с высоким и растущим использованием всех типов экранов чаще происходили из малообеспеченных семей с менее образованными родителями.

Психическое здоровье:

  • Высокие и растущие траектории использования связаны с повышенным риском суицидальных мыслей.
  • Высокое использование видеоигр коррелировало с интернализирующими симптомами (тревожность, депрессия).
  • Растущее использование соцсетей предсказывало экстернализирующие симптомы (агрессия, гиперактивность).

Выводы и рекомендации

Оба исследования показывают, что высокие и растущие паттерны экранного времени могут служить маркерами повышенного риска психических проблем у подростков и молодых взрослых. Хотя вопрос причинности остается открытым, родителям и педагогам стоит обращать внимание на эти тенденции.

Если вы или ваш близкий столкнулись с суицидальными мыслями, немедленно обратитесь за помощью:

  • Наберите 988 (Кризисная линия помощи в США).
  • Напишите TALK на 741741 (Crisis Text Line).

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода