
Интересное сегодня
Как развивать устойчивость в трудные времена
Введение Непредсказуемость текущего момента дезориентирует – как и в первые дни пандемии, когда все ...
Как расположение глаз влияет на восприятие оживлённости движ...
Введение Человеческая когнитивная система способна извлекать сложную информацию из динамических визу...
Невербальная обучающая инвалидность (NVLD): распространеннос...
Введение Термин Невербальная обучающая инвалидность (NVLD) был впервые введен Джонсоном и Миклебасто...
Алекситимия и аутизм: почему трудно распознавать эмоции
Алекситимия и аутизм: когда эмоции трудно распознать Для многих аутичных людей вопрос «Как ты себя ...
Синдром Драве: влияние на качество жизни и уровень стресса у...
Введение Синдром Драве (ранее известный как тяжёлая миоклоническая эпилепсия младенчества) — редкая ...
Как виртуальная реальность влияет на восприятие объектов: ро...
Введение Мультисенсорные переживания характеризуют нашу повседневную жизнь, включая сенсомоторные вз...
Влияние экранного времени на психическое здоровье подростков
С появлением смартфонов и социальных сетей психологи начали беспокоиться о потенциально негативном влиянии этих технологий, особенно на детей и подростков. Однако ранние исследования давали противоречивые результаты, отчасти из-за методологических ограничений, таких как малые выборки и кросс-секционные дизайны. Два недавних исследования попытались дать более точную картину, используя лонгитюдный подход с большими репрезентативными выборками.
Первое исследование: паттерны использования экранов
Первое исследование, проведенное Синьсинь Чжу из Университета Эдинбурга и коллегами (2023), изучило паттерны использования экранного времени и их связь с психическим здоровьем у более чем 1 500 швейцарских подростков. Исследователи отслеживали модели использования медиа (ТВ/DVD, видеоигры, чаты и интернет-серфинг) на протяжении всего подросткового возраста, проводя замеры в 11, 13, 15 и 17 лет. Было выявлено пять различных паттернов:
- Низкое использование экранов
- Увеличение времени на чаты и серфинг
- Умеренное использование экранов
- Активное использование экранов в раннем подростковом возрасте
- Увеличение времени на видеоигры и чаты/серфинг
Результаты и выводы
Исследователи проанализировали, как разные паттерны связаны с психическим здоровьем во взрослом возрасте, включая депрессию, тревожность, суицидальные мысли, самоповреждение, агрессию, делинквентное поведение и употребление психоактивных веществ. Результаты показали, что высокие и растущие паттерны использования экранов связаны с повышенными рисками для психического здоровья. Например:
- Группа с растущим временем на чаты и серфинг демонстрировала самые высокие уровни депрессии и тревожности.
- Участники с растущим использованием видеоигр и чатов чаще сообщали о суицидальных мыслях и самоповреждении к 20 годам.
«Независимо от направления причинно-следственной связи, эти данные указывают на то, что история использования экранов может сигнализировать о риске психических и поведенческих проблем» — отмечают авторы.
Второе исследование: «аддиктивные» паттерны использования
Более свежее исследование (2025) Юнью Сяо из Корнелльского университета и коллег изучило растущее использование социальных сетей, видеоигр и мобильных телефонов среди детей и подростков, сосредоточившись на так называемых «аддиктивных траекториях использования». Важно отметить, что «экранная аддикция» не признается в DSM (Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам), хотя интернет-игровое расстройство включено как состояние, требующее дальнейшего изучения.
Ключевые находки
Исследование охватило 4 285 участников из США (средний возраст на старте — 10 лет) и выявило следующие паттерны:
- Социальные сети: 9,6% — пиковое использование в 13 лет, 31,3% — растущее использование, 59% — стабильно низкое.
- Мобильные телефоны: 49,2% — стабильно высокое использование, 24,6% — растущее, 26,2% — низкое.
- Видеоигры: 41,1% — высокое использование, 58,9% — низкое.
Демографические и психические корреляции
Высокие траектории использования социальных сетей чаще встречались у девочек, а видеоигр — у мальчиков. Участники с высоким и растущим использованием всех типов экранов чаще происходили из малообеспеченных семей с менее образованными родителями.
Психическое здоровье:
- Высокие и растущие траектории использования связаны с повышенным риском суицидальных мыслей.
- Высокое использование видеоигр коррелировало с интернализирующими симптомами (тревожность, депрессия).
- Растущее использование соцсетей предсказывало экстернализирующие симптомы (агрессия, гиперактивность).
Выводы и рекомендации
Оба исследования показывают, что высокие и растущие паттерны экранного времени могут служить маркерами повышенного риска психических проблем у подростков и молодых взрослых. Хотя вопрос причинности остается открытым, родителям и педагогам стоит обращать внимание на эти тенденции.
Если вы или ваш близкий столкнулись с суицидальными мыслями, немедленно обратитесь за помощью:
- Наберите 988 (Кризисная линия помощи в США).
- Напишите TALK на 741741 (Crisis Text Line).