
Интересное сегодня
Синдром пустого гнезда: симптомы, диагностика и способы прео...
Введение Согласно теории развития семьи, одним из ключевых этапов жизненного цикла является момент, ...
Как материнство влияет на мозг и благополучие: долгосрочные ...
Влияние материнства на мозг и благополучие Материнство — это глубокое преобразование, которое меняет...
Проблемы здоровья политических лидеров: когнитивный спад и V...
Проблемы здоровья политических лидеров Как психиатр, я сталкивался с множеством семей, которые борол...
Влияние тревоги и депрессии на достоверность нейропсихологич...
Введение Тревога и депрессия являются одними из наиболее распространенных причин обращения пациентов...
Влияние проблем с жильем на поведенческие проблемы детей: пр...
Влияние проблем с жильем на поведенческие проблемы детей Безопасное, стабильное и доступное жилье ос...
Связь функциональной активности сети значимости с самооблада...
Связь функциональной активности сети значимости с самообладанием Взаимодействие сети значимости с це...
Комплексный подход к поддержке детей с СДВГ: больше чем просто медикаменты
Для многих семей жизнь с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у ребенка представляет собой сложный баланс между медикаментозным лечением, школьными требованиями и семейными рутинами. Хотя стимулирующие препараты остаются стандартным методом лечения, новые исследования показывают, что добавление структурированной психологической поддержки может обеспечить дополнительные преимущества для детей и их семей.
Новое исследование, проведенное турецкими учеными, изучило, может ли когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), тренинг для родителей или их комбинация улучшить результаты для детей с СДВГ, которые уже получали медикаментозное лечение. Результаты показали, что дети, которые участвовали в КПТ, тренинге для родителей или обоих методах на фоне медикаментозной терапии, демонстрировали более значительные улучшения в внимании, самоконтроле и повседневном функционировании по сравнению с теми, кто полагался только на лекарства.
Что такое СДВГ и почему одного лечения недостаточно
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) затрагивает примерно 3-5% детей во всем мире и часто продолжается в подростковом и взрослом возрасте. Это состояние обычно связано с особенностями внимания, уровня активности и импульсивности, которые могут влиять на обучение, relationships и семейную жизнь. Хотя медикаменты помогают многим детям управлять основными аспектами СДВГ, часто требуются дополнительные стратегии для решения более широкого круга challenges и поддержки развития детей в различных условиях.
Дизайн исследования: комбинированные подходы к терапии
Исследование проводилось в больнице Göztepe Prof. Dr. Süleyman Yalçın City Hospital при Университете Медениет в Стамбуле между февралем и октябрем 2023 года. В исследовании участвовали сорок два ребенка в возрасте от 7 до 11 лет, все из которых принимали medication для СДВГ не менее двух месяцев. Дети и их матери были случайным образом распределены в одну из четырех групп:
- Медикаменты плюс когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
- Медикаменты плюс тренинг для родителей
- Медикаменты плюс оба вида вмешательства
- Только медикаментозное лечение (контрольная группа)
Вмешательства были разработаны как относительно краткосрочные: шесть еженедельных сеансов КПТ для детей и три еженедельных групповых занятия по тренингу для родителей для матерей.
Содержание когнитивно-поведенческой терапии для детей
Сеансы КПТ были сосредоточены на помощи детям в практике шагов "остановись и подумай" для управления импульсивностью, принятия обдуманных решений и размышлений о том, как их действия влияют на других. Упражнения включали:
- Головоломки и задачи на решение проблем
- Ролевые игры и模拟 scenarios
- Обучение распознаванию эмоций и их выражению
- Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля
Тренинг для родителей: содержание и подход
Тренинг для родителей предоставлял информацию о СДВГ и представля supportive подходы к управлению поведением, установлению границ и укреплению взаимодействия между родителями и детьми. Программа включала:
- Психообразование о природе СДВГ и его проявлениях
- Стратегии позитивного подкрепления и поощрения желаемого поведения
- Методы установления четких и последовательных границ
- Навыки эффективной коммуникации с ребенком
- Подходы к управлению challenging поведением без эскалации конфликтов
Результаты исследования: значительные улучшения в комбинированных группах
Все три группы вмешательства показали заметные улучшения по сравнению с группой, получавшей только медикаментозное лечение. В дополнение к лучшей концентрации и снижению импульсивности, дети, чьи родители участвовали в тренинге, показали улучшения в просоциальном поведении, таком как кооперация и помощь другим. Семьи в этих группах также сообщили, что СДВГ оказывал меньшее влияние на повседневные рутины и отношения.
Дети, участвовавшие в комбинированных вмешательствах, демонстрировали не только улучшение симптомов СДВГ, но и развитие социальных навыков и эмоциональной регуляции, что critically важно для их long-term адаптации
Напротив, контрольная группа — те, кто получал только medication — показала улучшения в внимании, но увеличение общих функциональных трудностей, что suggests, что medication alone может не решать полный спектр challenges, связанных с СДВГ.
Практическое значение для семей и специалистов
Эти findings важны, потому что они highlight ценность комбинации медицинских и психосоциальных стратегий. Вмешательства, которые предоставляют детям практические навыки и equip родителей с supportive инструментами, по-видимому, улучшают не только школьную и семейную жизнь, но и социальное развитие. Для семей это может означать меньше конфликтов, более гладкую коммуникацию и более сбалансированный подход к повседневной жизни.
Исследователи предполагают, что подходы, подобные групповому тренингу для родителей, могут также быть cost-effective способом расширения поддержки для большего числа семей. Такие программы могли бы уменьшить необходимость в более высоких дозах medication и promote более sustainable модель care, которая combines медицинское treatment с skills-focused стратегиями.
Ограничения исследования и направления для будущих исследований
Исследование имеет limitations, включая относительно небольшой размер выборки и короткий период наблюдения, что означает, что long-term эффекты еще не ясны. Программа тренинга для родителей также была newly developed исследовательской командой и не была validated в более широких контекстах. Более крупные и long-term исследования будут необходимы для подтверждения findings и fine-tuning этих подходов.
Необходимость дальнейших исследований
Будущие исследования должны address следующие вопросы:
- Долгосрочные эффекты комбинированного treatment на functioning в adolescence и adulthood
- Эффективность подобных программ в различных cultural контекстах
- Включение отцов и других caregivers в intervention программы
- Адаптация программ для детей с различными подтипами СДВГ и сопутствующими conditions
- Сравнительная эффективность индивидуальных и групповых форматов вмешательства
Выводы: целостный подход к поддержке при СДВГ
Несмотря на limitations, исследование добавляет к growing evidence, что поддержка при СДВГ наиболее effective, когда она goes beyond medication. Для clinicians, educators и семей, вывод заключается в том, что практические, skills-based вмешательства — whether для детей, родителей, или обоих — могут complement medication и help детям с СДВГ thrive в повседневной жизни.
Комбинированный подход, включающий медикаментозное лечение, психотерапию для ребенка и обучение для родителей, представляет собой наиболее перспективное направление в помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Такой целостный подход не только уменьшает основные симптомы СДВГ, но и способствует развитию социальных навыков, эмоциональной регуляции и адаптивного поведения, что critically важно для long-term успеха и благополучия детей с этим condition.