Как темперамент ребенка влияет на его развитие в детском саду: анализ методики EAS

Как темперамент ребенка влияет на его развитие в детском саду: анализ методики EAS

Интересное сегодня

Влияние рекреационных игр на психологическое благополучие по...

Введение Согласно прогнозам населения ООН, процент людей в возрасте 65 лет и старше в мировом населе...

Исследование: Причины смены настроений при биполярном расстр...

Введение Биполярное расстройство является серьезным психическим заболеванием, проявляющимся в виде р...

Сложности одиночества на Новый год

Сложности одиночества на Новый годПарни и девушки часто говорят, что их планы на Новый год действите...

Миф о креативности левшей: новое исследование опровергает да...

Вековая вера в то, что левши более креативны, была поставлена под сомнение новым метаанализом, охват...

Калибровочный эффект в визуомоторных задачах: исследование н...

Введение Люди часто демонстрируют менее точные результаты при первом выполнении задачи в серии попыт...

4 признака, что ваш брак можно спасти: советы психологов

4 признака, что ваш брак можно спасти Если вы задаётесь вопросом, стоит ли сохранять ваш брак, веро...

figure 1
figure 1
Thumbnail 1
Оригинал исследования на сайте автора
Читать короткую версию
Кликните еще раз для перехода

Ранние годы и значение темперамента

Первые годы жизни ребенка характеризуются быстрым развитием мозга и формированием важных отношений с родителями и воспитателями. Этот период критически важен для дальнейшего развития, и индивидуальные различия в темпераменте могут значительно влиять на взаимодействие ребенка с окружающими.

С увеличением числа детей, посещающих дошкольные учреждения (ECEC – Early Childhood Education and Care), взаимодействие между воспитателями и детьми становится ключевым фактором развития. Темперамент ребенка, включая такие аспекты, как эмоциональность, активность, общительность и застенчивость, играет важную роль в том, как ребенок адаптируется к структурированной среде детского сада.

Методика EAS и ее применение

Методика EAS (Emotionality Activity and Sociability Temperament Survey), разработанная Бассом и Пломином, широко используется в психологии развития для оценки темперамента детей в возрасте от 1 до 9 лет. Она включает четыре шкалы:

  • Эмоциональность – интенсивность эмоциональных реакций.
  • Активность – уровень физической подвижности и энергии.
  • Общительность – стремление к социальным контактам.
  • Застенчивость – дискомфорт в новых социальных ситуациях.

Несмотря на популярность методики, ее психометрические свойства требуют дальнейшего изучения, особенно в контексте разных возрастов и культур.

Проблемы валидности EAS

Исследования показывают, что шкалы общительности и застенчивости часто перекрываются, что затрудняет их разделение. Например, в некоторых выборках эти факторы коррелируют на уровне -0.98, что указывает на их возможную избыточность.

Выводы и рекомендации

Результаты исследования показывают, что методика EAS демонстрирует удовлетворительную внутреннюю согласованность по шкалам эмоциональности и активности, но требует доработки в части общительности и застенчивости. Высокая корреляция между этими факторами и низкие нагрузки некоторых пунктов указывают на необходимость пересмотра формулировок вопросов.

Для повышения надежности методики в условиях детского сада рекомендуется:

  • Модифицировать вопросы, чтобы четче разделять общительность и застенчивость.
  • Учитывать контекст дошкольного учреждения при интерпретации ответов воспитателей.
  • Проводить дальнейшие исследования с участием разных возрастных групп и культур.
«Важно использовать валидные и культурно адаптированные инструменты для оценки развития детей» – Peltonen et al., 2023.

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода