
Интересное сегодня
Семейные факторы, влияющие на обсессивно-компульсивное расст...
Введение Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) представляет собой тяжелое психическое заболева...
Как экранное время влияет на психическое здоровье подростков...
Влияние экранного времени на психическое здоровье подростков С появлением смартфонов и социальных се...
Как психологические вмешательства улучшают качество жизни па...
Влияние психологических вмешательств на качество жизни онкологических пациентов Рак остается одной и...
Кто привлекателен? О роли средней внешности и женственности
Влияние лицевой привлекательности на социальные результаты Лицевая привлекательность значительно вли...
Влияние насильственного телевидения на мальчиков: тревожные ...
Недавнее исследование, проведенное на основе данных почти 2000 детей, показало, что мальчики, подвер...
Наука внедрения в здравоохранении: как улучшить практику и и...
Введение в науку внедрения Наука внедрения (Implementation Science) всё чаще признаётся важным инстр...
Личностные ключи к пониманию симптомов СДВГ
Когда черты характера и симптомы переплетаются, личность действует как увеличительное стекло для понимания СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Ключевые выводы
- Дети с высоким невротизмом, агрессивностью и негативной самооценкой демонстрировали более выраженные симптомы СДВГ
- Низкая добросовестность предсказывала трудности с концентрацией, планированием и самоконтролем
- Открытость опыту играла двойную роль: связана с меньшей невнимательностью, но большей гиперактивностью
- Понимание личностных особенностей может помочь tailor поддержку для детей с СДВГ-подобными трудностями
За пределами контрольного списка СДВГ
Большинство исследований СДВГ сосредоточено на диагностических симптомах: невнимательности, гиперактивности, импульсивности. Но это исследование задало более глубокий вопрос: Объясняют ли личностные черты ребенка, почему эти симптомы выглядят по-разному у разных детей?
Исследователи использовали анкеты родителей, охватывающие две области:
- Модель "Большая пятерка плюс два" личности, которая включает невротизм, экстраверсию, агрессивность, добросовестность, открытость опыту, позитивную валентность (уверенность в себе) и негативную валентность (негативная самооценка)
- Шкалу SNAP-IV (Swanson, Nolan, and Pelham Rating Scale), широко используемый инструмент для оценки симптомов невнимательности и гиперактивности/импульсивности
Анализируя обе области вместе, команда могла увидеть, какие личностные черты "соответствуют" симптомам СДВГ - даже после учета возраста и пола.
Самые сильные сигналы: эмоциональная реактивность и самоконтроль
Результаты были четкими: невротизм, агрессивность, негативная валентность и низкая добросовестность последовательно предсказывали симптомы СДВГ.
- Невротизм отражал эмоциональную нестабильность - дети, склонные к стрессу и сильным реакциям, были более отвлекаемыми и импульсивными
- Агрессивность связана с вспыльчивостью и плохим контролем над импульсами, что отражает то, как разочарование часто выливается в деструктивное поведение
- Негативная валентность, ощущение себя "плохим" или недостойным, шла рука об руку с большим количеством симптомов
- Добросовестность действовала как защитный щит: дети с низким уровнем планирования, организации и настойчивости были наиболее уязвимы к трудностям СДВГ
Вместе эти черты объяснили более половины различий в уровнях симптомов у детей.
Любопытная роль открытости опыту
Один вывод выделялся: открытость опыту предсказывала меньше симптомов невнимательности, но больше гиперактивности.
Дети с высокой открытостью склонны быть любознательными, imaginative и тянуться к новизне. Это помогало им оставаться сосредоточенными на стимулирующих задачах, но также подпитывало беспокойство и импульсивное исследование.
Как обоюдоострый меч, открытость защищала от рассеянного внимания, но усиливала стремление двигаться, говорить и действовать.
Личность как линза, а не ярлык
Исследование подтверждает идею, что СДВГ - не единый, унифицированный профиль. Вместо этого симптомы смешиваются с личностными "настройками" каждого ребенка.
Двое детей могут забывать домашнее задание, но один делает это из-за дезорганизации (низкая добросовестность), а другой - из-за эмоциональной перегруженности (высокий невротизм).
Этот dimensional view размывает границу между "детьми с СДВГ" и "детьми без СДВГ". Вместо строгой категории симптомы СДВГ появляются как высшая степень черт, которые в какой-то степени разделяют все.
Почему это важно
Для семей это исследование подчеркивает, почему универсальные стратегии часто терпят неудачу. Ребенку с высоким невротизмом могут понадобиться инструменты эмоциональной регуляции, в то время как ребенку с низкой добросовестностью может помочь структура и визуальные планировщики.
Учителя могут misinterpret агрессивность как defiance, когда это частично отражает импульсивность, связанную с личностью.
Клиницисты также могут использовать эту линзу для персонализации поддержки. Оценки с учетом личности могут выявить сильные стороны наряду с уязвимостями - помогая сместить фокус с "проблем, которые нужно исправить" на "черты, которые нужно понять и с которыми работать".
Повседневные implications
- Родители: Обратите внимание, склонны ли трудности вашего ребенка больше к эмоциональной реактивности, организации или самооценке. Каждый путь suggests различные виды поддержки
- Учителя: Структурируйте задания и обратную связь с учетом индивидуальных сильных сторон. Любознательный ребенок с высокой открытостью может лучше engage в creative проектах, а не repetitive упражнениях
- Клиницисты: Рассмотрите персонализацию вмешательств на основе личности, сочетая развитие навыков с эмоциональной поддержкой и развитием идентичности
Нюансированная картина СДВГ
Это исследование не утверждает, что личность вызывает СДВГ - но оно показывает, что личность помогает формировать его выражение.
Думайте о СДВГ не как о едином сценарии, а как об импровизации, где черты вроде добросовестности или невротизма меняют темп и тон.
Прислушиваясь к этим более тонким сигналам, caregivers и клиницисты могут выйти за пределы стереотипов и двигаться к truly индивидуализированной помощи.
Беспокойный ребенок в классе не просто "ведет себя плохо". Они разыгрывают взаимодействие черт и симптомов - ожидая, когда взрослые поймут и то, и другое.
Референс: Krstić, T., Milovanović, I., Stojadinović, A., Ignjatović, V. B., & Nikolašević, Ž. (2025). The relationship between personality traits and ADHD symptoms in 10 to 15-year-old children: Parent ratings. Journal of Individual Differences, 46(2), 67–76. https://doi.org/10.1027/1614-0001/a000437