Связь личности и симптомов СДВГ у детей: как характер влияет на проявление расстройства

Связь личности и симптомов СДВГ у детей: как характер влияет на проявление расстройства

Интересное сегодня

Как виртуальная реальность влияет на восприятие объектов: ро...

Введение Мультисенсорные переживания характеризуют нашу повседневную жизнь, включая сенсомоторные вз...

Эффект Даннинга-Крюгера: Почему некомпетентные люди так увер...

Феномен излишней уверенности в своих способностях Широко известно, что люди склонны быть излишне уве...

Хаос в нейронных сетях: как мозг сочетает порядок и случайно...

Переплетение науки, математики, природы и искусства можно сравнить с созданием шедевра. В этом конте...

Ошибка в отношениях: Чего не следует просить у партнера

Введение Как терапевт по отношениям, я часто наблюдаю, что центральной темой в отношениях является л...

Как знание о сходствах объектов влияет на обучение

Как посредством обучения формируется знание Человеческий опыт формирует наше знание, однако то, как ...

Желудочки мозга: структура, функции и нарушения

Желудочки мозга: что это? Головной мозг — один из самых сложных органов человеческого тела, и для ег...

большая пятерка личности
большая пятерка личности
Thumbnail 1
Оригинал исследования на сайте автора

Личностные ключи к пониманию симптомов СДВГ

Когда черты характера и симптомы переплетаются, личность действует как увеличительное стекло для понимания СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Ключевые выводы

  • Дети с высоким невротизмом, агрессивностью и негативной самооценкой демонстрировали более выраженные симптомы СДВГ
  • Низкая добросовестность предсказывала трудности с концентрацией, планированием и самоконтролем
  • Открытость опыту играла двойную роль: связана с меньшей невнимательностью, но большей гиперактивностью
  • Понимание личностных особенностей может помочь tailor поддержку для детей с СДВГ-подобными трудностями

За пределами контрольного списка СДВГ

Большинство исследований СДВГ сосредоточено на диагностических симптомах: невнимательности, гиперактивности, импульсивности. Но это исследование задало более глубокий вопрос: Объясняют ли личностные черты ребенка, почему эти симптомы выглядят по-разному у разных детей?

Исследователи использовали анкеты родителей, охватывающие две области:

  • Модель "Большая пятерка плюс два" личности, которая включает невротизм, экстраверсию, агрессивность, добросовестность, открытость опыту, позитивную валентность (уверенность в себе) и негативную валентность (негативная самооценка)
  • Шкалу SNAP-IV (Swanson, Nolan, and Pelham Rating Scale), широко используемый инструмент для оценки симптомов невнимательности и гиперактивности/импульсивности

Анализируя обе области вместе, команда могла увидеть, какие личностные черты "соответствуют" симптомам СДВГ - даже после учета возраста и пола.

Самые сильные сигналы: эмоциональная реактивность и самоконтроль

Результаты были четкими: невротизм, агрессивность, негативная валентность и низкая добросовестность последовательно предсказывали симптомы СДВГ.

  • Невротизм отражал эмоциональную нестабильность - дети, склонные к стрессу и сильным реакциям, были более отвлекаемыми и импульсивными
  • Агрессивность связана с вспыльчивостью и плохим контролем над импульсами, что отражает то, как разочарование часто выливается в деструктивное поведение
  • Негативная валентность, ощущение себя "плохим" или недостойным, шла рука об руку с большим количеством симптомов
  • Добросовестность действовала как защитный щит: дети с низким уровнем планирования, организации и настойчивости были наиболее уязвимы к трудностям СДВГ

Вместе эти черты объяснили более половины различий в уровнях симптомов у детей.

Любопытная роль открытости опыту

Один вывод выделялся: открытость опыту предсказывала меньше симптомов невнимательности, но больше гиперактивности.

Дети с высокой открытостью склонны быть любознательными, imaginative и тянуться к новизне. Это помогало им оставаться сосредоточенными на стимулирующих задачах, но также подпитывало беспокойство и импульсивное исследование.

Как обоюдоострый меч, открытость защищала от рассеянного внимания, но усиливала стремление двигаться, говорить и действовать.

Личность как линза, а не ярлык

Исследование подтверждает идею, что СДВГ - не единый, унифицированный профиль. Вместо этого симптомы смешиваются с личностными "настройками" каждого ребенка.

Двое детей могут забывать домашнее задание, но один делает это из-за дезорганизации (низкая добросовестность), а другой - из-за эмоциональной перегруженности (высокий невротизм).

Этот dimensional view размывает границу между "детьми с СДВГ" и "детьми без СДВГ". Вместо строгой категории симптомы СДВГ появляются как высшая степень черт, которые в какой-то степени разделяют все.

Почему это важно

Для семей это исследование подчеркивает, почему универсальные стратегии часто терпят неудачу. Ребенку с высоким невротизмом могут понадобиться инструменты эмоциональной регуляции, в то время как ребенку с низкой добросовестностью может помочь структура и визуальные планировщики.

Учителя могут misinterpret агрессивность как defiance, когда это частично отражает импульсивность, связанную с личностью.

Клиницисты также могут использовать эту линзу для персонализации поддержки. Оценки с учетом личности могут выявить сильные стороны наряду с уязвимостями - помогая сместить фокус с "проблем, которые нужно исправить" на "черты, которые нужно понять и с которыми работать".

Повседневные implications

  • Родители: Обратите внимание, склонны ли трудности вашего ребенка больше к эмоциональной реактивности, организации или самооценке. Каждый путь suggests различные виды поддержки
  • Учителя: Структурируйте задания и обратную связь с учетом индивидуальных сильных сторон. Любознательный ребенок с высокой открытостью может лучше engage в creative проектах, а не repetitive упражнениях
  • Клиницисты: Рассмотрите персонализацию вмешательств на основе личности, сочетая развитие навыков с эмоциональной поддержкой и развитием идентичности

Нюансированная картина СДВГ

Это исследование не утверждает, что личность вызывает СДВГ - но оно показывает, что личность помогает формировать его выражение.

Думайте о СДВГ не как о едином сценарии, а как об импровизации, где черты вроде добросовестности или невротизма меняют темп и тон.

Прислушиваясь к этим более тонким сигналам, caregivers и клиницисты могут выйти за пределы стереотипов и двигаться к truly индивидуализированной помощи.

Беспокойный ребенок в классе не просто "ведет себя плохо". Они разыгрывают взаимодействие черт и симптомов - ожидая, когда взрослые поймут и то, и другое.

Референс: Krstić, T., Milovanović, I., Stojadinović, A., Ignjatović, V. B., & Nikolašević, Ž. (2025). The relationship between personality traits and ADHD symptoms in 10 to 15-year-old children: Parent ratings. Journal of Individual Differences, 46(2), 67–76. https://doi.org/10.1027/1614-0001/a000437

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода

Детское молочко после солнца «Мое Солнышко» — 100 мл

Молочко после солнца «Мое Солнышко» для детей — специальное средство для ухода за кожей после загара...

Антиэмболические чулки Relaxsan К1 — профилактика тромбов

Антиэмболические чулки Relaxsan К1 с открытым носком — эффективное решение для профилактики тромбоэм...

Чистотела масло косметическое 50 мл — уход за кожей

Косметическое масло чистотела 50 мл — эффективное средство для ухода за кожей лица и тела. Обладает ...

Зубная щетка Colgate 360° Суперчистота с углем

Зубная щетка Colgate 360° Суперчистота с древесным углем и средней жесткостью щетины эффективно очищ...

Acuvue Oasys линзы -3.50 №6 | Купить в аптеке

Контактные линзы Acuvue Oasys с технологией Hydraclear Plus — двухнедельные силикон-гидрогелевые лин...

Лубримакс гель-смазка Пролонгатор 150 мл

Лубримакс Пролонгатор гель-смазка 150 мл обеспечивает комфорт и длительное удовольствие. Легкая текс...