Связь личности и симптомов СДВГ у детей: как характер влияет на проявление расстройства

Связь личности и симптомов СДВГ у детей: как характер влияет на проявление расстройства

Интересное сегодня

Семейные факторы, влияющие на обсессивно-компульсивное расст...

Введение Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) представляет собой тяжелое психическое заболева...

Как экранное время влияет на психическое здоровье подростков...

Влияние экранного времени на психическое здоровье подростков С появлением смартфонов и социальных се...

Как психологические вмешательства улучшают качество жизни па...

Влияние психологических вмешательств на качество жизни онкологических пациентов Рак остается одной и...

Кто привлекателен? О роли средней внешности и женственности

Влияние лицевой привлекательности на социальные результаты Лицевая привлекательность значительно вли...

Влияние насильственного телевидения на мальчиков: тревожные ...

Недавнее исследование, проведенное на основе данных почти 2000 детей, показало, что мальчики, подвер...

Наука внедрения в здравоохранении: как улучшить практику и и...

Введение в науку внедрения Наука внедрения (Implementation Science) всё чаще признаётся важным инстр...

большая пятерка личности
большая пятерка личности
Thumbnail 1
Оригинал исследования на сайте автора

Личностные ключи к пониманию симптомов СДВГ

Когда черты характера и симптомы переплетаются, личность действует как увеличительное стекло для понимания СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Ключевые выводы

  • Дети с высоким невротизмом, агрессивностью и негативной самооценкой демонстрировали более выраженные симптомы СДВГ
  • Низкая добросовестность предсказывала трудности с концентрацией, планированием и самоконтролем
  • Открытость опыту играла двойную роль: связана с меньшей невнимательностью, но большей гиперактивностью
  • Понимание личностных особенностей может помочь tailor поддержку для детей с СДВГ-подобными трудностями

За пределами контрольного списка СДВГ

Большинство исследований СДВГ сосредоточено на диагностических симптомах: невнимательности, гиперактивности, импульсивности. Но это исследование задало более глубокий вопрос: Объясняют ли личностные черты ребенка, почему эти симптомы выглядят по-разному у разных детей?

Исследователи использовали анкеты родителей, охватывающие две области:

  • Модель "Большая пятерка плюс два" личности, которая включает невротизм, экстраверсию, агрессивность, добросовестность, открытость опыту, позитивную валентность (уверенность в себе) и негативную валентность (негативная самооценка)
  • Шкалу SNAP-IV (Swanson, Nolan, and Pelham Rating Scale), широко используемый инструмент для оценки симптомов невнимательности и гиперактивности/импульсивности

Анализируя обе области вместе, команда могла увидеть, какие личностные черты "соответствуют" симптомам СДВГ - даже после учета возраста и пола.

Самые сильные сигналы: эмоциональная реактивность и самоконтроль

Результаты были четкими: невротизм, агрессивность, негативная валентность и низкая добросовестность последовательно предсказывали симптомы СДВГ.

  • Невротизм отражал эмоциональную нестабильность - дети, склонные к стрессу и сильным реакциям, были более отвлекаемыми и импульсивными
  • Агрессивность связана с вспыльчивостью и плохим контролем над импульсами, что отражает то, как разочарование часто выливается в деструктивное поведение
  • Негативная валентность, ощущение себя "плохим" или недостойным, шла рука об руку с большим количеством симптомов
  • Добросовестность действовала как защитный щит: дети с низким уровнем планирования, организации и настойчивости были наиболее уязвимы к трудностям СДВГ

Вместе эти черты объяснили более половины различий в уровнях симптомов у детей.

Любопытная роль открытости опыту

Один вывод выделялся: открытость опыту предсказывала меньше симптомов невнимательности, но больше гиперактивности.

Дети с высокой открытостью склонны быть любознательными, imaginative и тянуться к новизне. Это помогало им оставаться сосредоточенными на стимулирующих задачах, но также подпитывало беспокойство и импульсивное исследование.

Как обоюдоострый меч, открытость защищала от рассеянного внимания, но усиливала стремление двигаться, говорить и действовать.

Личность как линза, а не ярлык

Исследование подтверждает идею, что СДВГ - не единый, унифицированный профиль. Вместо этого симптомы смешиваются с личностными "настройками" каждого ребенка.

Двое детей могут забывать домашнее задание, но один делает это из-за дезорганизации (низкая добросовестность), а другой - из-за эмоциональной перегруженности (высокий невротизм).

Этот dimensional view размывает границу между "детьми с СДВГ" и "детьми без СДВГ". Вместо строгой категории симптомы СДВГ появляются как высшая степень черт, которые в какой-то степени разделяют все.

Почему это важно

Для семей это исследование подчеркивает, почему универсальные стратегии часто терпят неудачу. Ребенку с высоким невротизмом могут понадобиться инструменты эмоциональной регуляции, в то время как ребенку с низкой добросовестностью может помочь структура и визуальные планировщики.

Учителя могут misinterpret агрессивность как defiance, когда это частично отражает импульсивность, связанную с личностью.

Клиницисты также могут использовать эту линзу для персонализации поддержки. Оценки с учетом личности могут выявить сильные стороны наряду с уязвимостями - помогая сместить фокус с "проблем, которые нужно исправить" на "черты, которые нужно понять и с которыми работать".

Повседневные implications

  • Родители: Обратите внимание, склонны ли трудности вашего ребенка больше к эмоциональной реактивности, организации или самооценке. Каждый путь suggests различные виды поддержки
  • Учителя: Структурируйте задания и обратную связь с учетом индивидуальных сильных сторон. Любознательный ребенок с высокой открытостью может лучше engage в creative проектах, а не repetitive упражнениях
  • Клиницисты: Рассмотрите персонализацию вмешательств на основе личности, сочетая развитие навыков с эмоциональной поддержкой и развитием идентичности

Нюансированная картина СДВГ

Это исследование не утверждает, что личность вызывает СДВГ - но оно показывает, что личность помогает формировать его выражение.

Думайте о СДВГ не как о едином сценарии, а как об импровизации, где черты вроде добросовестности или невротизма меняют темп и тон.

Прислушиваясь к этим более тонким сигналам, caregivers и клиницисты могут выйти за пределы стереотипов и двигаться к truly индивидуализированной помощи.

Беспокойный ребенок в классе не просто "ведет себя плохо". Они разыгрывают взаимодействие черт и симптомов - ожидая, когда взрослые поймут и то, и другое.

Референс: Krstić, T., Milovanović, I., Stojadinović, A., Ignjatović, V. B., & Nikolašević, Ž. (2025). The relationship between personality traits and ADHD symptoms in 10 to 15-year-old children: Parent ratings. Journal of Individual Differences, 46(2), 67–76. https://doi.org/10.1027/1614-0001/a000437

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода

Пенка для умывания Либридерм Нежная 160 мл с пантенолом

Либридерм Пенка для умывания Нежная с пантенолом 2% для чувствительной кожи. Бережно удаляет загрязн...

Контрактубекс гель 20г — против рубцов и шрамов

Контрактубекс гель — эффективное средство для лечения рубцов и шрамов после операций, травм или ожог...

Березовый деготь 30 мл — лечение кожи, антисептик

Березовый деготь — эффективное натуральное средство для ухода за проблемной кожей. Обладает антисепт...

Танацехол 50 мг: желчегонный препарат из пижмы

Танацехол — желчегонный препарат на основе экстракта пижмы для улучшения работы желчного пузыря и пр...

Желчегонный сбор №3 - купить для лечения печени | Аптека

Сбор Желчегонный №3 отлично подходит для лечения заболеваний желчного пузыря и печени. Растительный ...

Аквирин-Рино Спрей 15 мл – купить в аптеке

Аквирин-Рино Спрей 15 мл – эффективное средство для облегчения симптомов насморка и заложенности нос...