Влияние ментальных образов и мотивации на результаты тяжелоатлетов

Влияние ментальных образов и мотивации на результаты тяжелоатлетов

Интересное сегодня

3 признака, что ваши отношения подходят к концу: научные дан...

Научные данные о «терминальном упадке» в отношениях Исследование, опубликованное в 2025 году в Journ...

Стимуляция блуждающего нерва для лечения ПТСР

Введение Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) представляет собой серьезное психическое ...

Коучинг и изменения: современные исследования и практика

Содержание и структура книги Книга «Коучинг и изменения в фокусе» представляет собой сборник работ, ...

Влияние виртуальных пространств на психическое здоровье: при...

Виртуальные пространства и психическое здоровье Виртуальные места, такие как социальные сети, видеои...

Добровольное целибатство: статистика, причины и удовлетворён...

Сколько мужчин и женщин выбирают целибат? В прошлом году Kinsey Institute (Институт Кинси) провёл на...

Оценка психометрического скрининга у пациентов с раком

Введение Диагностика и лечение рака связаны с увеличением уровней психологического стресса, включая ...

Оригинал исследования на сайте автора

Введение

Различные переменные могут влиять на результаты в спорте, одной из которых являются ментальные образы. Анализируя определения переменной «ментальные образы», становится очевидным, что люди обладают многогранной способностью мысленно представлять события, действия или явления, которые произошли, могут произойти или являются полностью гипотетическими [1]. Этот творческий процесс начинается с создания ментального образа. Термин «образ» в буквальном смысле определяется как «что-то, что видится и желается в уме; мечта или стремление» [2]. Другое определение описывает ментальные образы как визуализацию или когнитивную репетицию действий в отсутствие физического выполнения [3].

При анализе термина «ментальные образы» возникают различные определения. Ментальные образы включают использование всех чувств для мысленного моделирования или реконструкции конкретного опыта [4]. Это относится к внутреннему представлению, которое генерирует перцептивный опыт в отсутствие соответствующего сенсорного ввода [5].

Мотивация как ключевой фактор спортивных результатов

Помимо ментальных образов, мотивация является одной из ключевых переменных, влияющих на результаты в спорте. Термин «мотивация» происходит от латинских слов more и mot, означающих «двигать», и далее определяется как доминирующая внутренняя сила, которая побуждает человека к определенному поведению [6]. Мотивацию также можно описать как то, как человек инициирует действие, направленное к желаемым целям, поддерживает это действие во времени и положительно согласовывает поведение с предполагаемыми результатами [7]. Другое определение характеризует мотивацию как интенсивность и направление усилий, прилагаемых человеком для достижения своих целей [8].

По мнению исследователей, мотивация представляет собой внутреннюю движущую силу, которая подталкивает людей к их целям. В частности, она позволяет людям удовлетворять свои потребности в достижениях и достигать личного удовлетворения [9].

Одной из наиболее критических и специфических тем в спортивной психологии является мотивация. Исследования этой концепции дают ценное представление о том, почему люди занимаются, продолжают или отказываются от определенного вида спорта или рекреационной деятельности [10]. В спорте мотивация — это психологический феномен, который влияет на эмоции и потребности людей, участвующих в деятельности, направляя их к достижению желаемых результатов. Связь между успехом и силой мотивации особенно тесно связана со спортом. Действия, обусловленные низкой мотивационной силой, неизбежно склонны к неудаче. Каждый человек ищет среду, которая способствует удовлетворенности и личному удовлетворению, избегая обстоятельств, которые могут вызвать дискомфорт. По своей природе мотивы неизбежно включают баланс между избеганием и приближением. При столкновении с положительными или отрицательными ситуациями доминирующая тенденция формирует направление мотивации [11].

Мотивация является одним из основных факторов, влияющих на развитие спортсменов, создавая необходимые условия для их готовности. В то время как некоторые спортсмены теряют счет времени во время тренировок, другие могут воспринимать физическую активность как монотонную и трудоемкую. Эти различия возникают из трех основных компонентов мотивации: направление, настойчивость и интенсивность [6].

Мотивация — это ключевой фактор в формировании поведения спортсменов и тренеров, а также их поведенческой динамики, способствуя развитию таких важных качеств, как терпение, обучение и результативность. Она помещает отношения между спортсменом и тренером в центр спортивного опыта [12]. Тренеры должны различать, что наиболее важно для их спортсменов, а что нет. Тренеры, обладающие этой осведомленностью, могут значительно повысить мотивацию своих спортсменов, обеспечивая стабильный прогресс к индивидуальному и командному успеху [7].

Тяжелая атлетика как объект исследования

Учитывая эти переменные, тяжелая атлетика, как фокус нашего исследования, выделяется как вид спорта, на результаты которого значительно влияют эти факторы. Тяжелая атлетика является неотъемлемой частью современных Олимпийских игр, имеет долгую историю и широкое международное участие. Благодаря этому наследию спорт продолжает расширять свой глобальный охват. В Турции тяжелая атлетика пользуется значительной популярностью и входит в число видов спорта с наибольшим количеством завоеванных медалей в истории Олимпийских игр [2].

Дисциплина тяжелой атлетики состоит из двух основных техник: рывок и толчок. Движения в тяжелой атлетике характеризуются как баллистические силовые упражнения, требующие быстрого ускорения на каждой фазе движения и мобилизации штанги на высоких скоростях [13].

Два основных упражнения — это рывок (SN) и толчок (C&J) [14].

В свете этого контекста основная цель данного исследования — изучить взаимосвязь между использованием ментальных образов и источниками мотивации у тяжелоатлетов.

Материалы и методы

Модель исследования, выборка и сбор данных

В этом разделе исследования представлена информация о модели исследования, совокупности и выборке, инструментах сбора данных и анализе данных при изучении взаимосвязи между использованием ментальных образов тяжелоатлетами и их источниками мотивации.

В нашем исследовании для сбора данных использовалась онлайн-база данных. Участники были достигнуты в электронном виде по электронной почте. Инструментами сбора данных в исследовании были: «Форма личной информации», «Инвентарь ментальных образов в спорте» [16] и «Шкала мотивации в спорте» [17].

Форма личной информации

«Форма личной информации» была подготовлена исследователем для определения личных данных выборки и состоит из 8 пунктов. Эти пункты включают: пол, возраст, уровень образования, стаж в спорте, статус национального спортсмена, весовая категория, статус высшего достижения и какая техника дается успешнее.

Инвентарь ментальных образов в спорте (Imagery Inventory in Sports)

Турецкая адаптация «Инвентаря ментальных образов в спорте», разработанного Греггом и Холлом [47], и его исследование надежности и валидности были проведены Кызылдагом [16]. Первая версия шкалы состояла из 5 субшкал и 30 пунктов, но в результате инвентарного исследования она была сформирована из 4 субшкал и 21 пункта. Для проверки структурной валидности инвентаря данные были подвергнуты факторному анализу. 4 фактора объяснили почти 51% дисперсии. В инвентаре четыре отдельные субшкалы: «Когнитивные образы» (CI), «Мотивационные специфические образы» (MSI), «Мотивационное общее возбуждение» (MGA) и «Мотивационное общее мастерство» (MGM). При анализе коэффициентов надежности по альфа Кронбаха, рассчитанных для субшкал инвентаря, было установлено: 0,81 для субшкалы «CI», 0,80 для субшкалы «MSI», 0,71 для субшкалы «MGA» и 0,59 для субшкалы «MGM». Коэффициент надежности инвентаря, примененный для надежности тест-ретест, составил 0,74 для «CI», 0,91 для «MSI», 0,88 для «MGA» и 0,90 для «MGM» [16].

Шкала мотивации в спорте (Motivation Scale in Sports)

Шкала мотивации в спорте, первоначально разработанная Пеллетье и др., состоит из 28 пунктов и семи субшкал: «внутренняя мотивация к познанию» (IMK), «внутренняя мотивация к достижениям» (IMA), «внутренняя мотивация к переживанию стимулов» (IMS), «интроекция» (I), «идентификация» (ID) и «амотивация» (AM). Турецкая адаптация упомянутой шкалы была выполнена Казак [17]. 28 пунктов оцениваются по 7-балльной шкале Лайкерта от 1 до 7, где «1: Совершенно не подходит — 7: Полностью подходит». При анализе коэффициентов внутренней согласованности субшкал Шкалы мотивации в спорте: 0,88 для «Внутренней мотивации к познанию/достижениям» (IMK), 0,73 для «Внутренней мотивации к переживанию стимулов» (IMS), 0,74 для «Внешней регуляции» (ER), 0,82 для «Интроекции» (I), 0,72 для «Идентификации» (ID) и 0,70 для «Амотивации» (UM) [17].

Модель исследования

Для целей нашего исследования использовалась модель корреляционного анализа для изучения типов ментальных образов, используемых тяжелоатлетами, их уровней мотивации, связанных с этой ситуацией, и определения взаимосвязи между ними. Модель корреляционного анализа — это подход к исследованию, который нацелен на определение существования ситуации ковариации между двумя или более переменными. С помощью модели корреляционного анализа предпринимается попытка определить как степень, в которой переменные меняются вместе, так и, если есть изменение, то как это происходит [15].

Совокупность и выборка

Совокупность исследования состоит из спортсменов, участвующих в Чемпионате Турции среди молодежи и U23 по тяжелой атлетике, который проходил в провинции Ван с 20 по 24 июля 2022 года. Для определения выборки использовался метод случайной выборки, и в исследование было включено 347 тяжелоатлетов.

Анализ данных

Необработанные данные, полученные с помощью инструментов сбора данных исследования, были проанализированы с использованием SPSS версии 26. В процессе этого анализа сначала были проведены тесты на значения куртозиса и асимметрии (skewness-kurtosis) групп. В результате полученных здесь данных было принято решение использовать параметрические тесты. Для тестов на различия использовался t-критерий независимых выборок, а для переменных с тремя или более группами — однофакторный дисперсионный анализ (OneWay ANOVA). Тест коэффициента корреляции Пирсона использовался для проверки взаимосвязи между несгруппированными переменными (возраст, стаж в спорте, соревновательный вес) и субшкалами шкал. Уровень статистической значимости полученных данных считался «p < 0.05).

Результаты исследования

Анализ t-критерия по половому признаку

Таблица 4: Результаты t-критерия для субшкал опросника ментальных образов в спорте по переменной пола

При изучении Таблицы 4 было отмечено статистически значимое различие в субшкале «Мотивационное общее возбуждение» (MGA) Опросника ментальных образов в спорте по переменной пола (p < 0.05).

Анализ t-критерия по уровню образования

Таблица 5: Результаты t-критерия для субшкал шкалы мотивации в спорте по переменной уровня образования

Согласно Таблице 5, были обнаружены статистически значимые различия во всех субшкалах Шкалы мотивации в спорте по переменной уровня образования (p < 0.05).

Анализ t-критерия по статусу национального спортсмена

Таблица 7: Результаты t-критерия для субшкал шкалы мотивации в спорте по переменной статуса национального спортсмена

При изучении Таблицы 7 были отмечены статистически значимые различия в субшкалах Шкалы мотивации в спорте, включая «Внутренняя мотивация к познанию и достижениям» (IMK), «Внутренняя мотивация к переживанию стимулов» (IMS), «Внешняя регуляция» (ER), «Интроекция» (I) и «Идентификация» (ID), по переменной статуса национального спортсмена (p < 0.05).

Таблица 8: Результаты t-критерия для субшкал опросника ментальных образов в спорте по переменной статуса национального спортсмена

Согласно Таблице 8, были отмечены статистически значимые различия в субшкалах Опросника ментальных образов в спорте, включая «Когнитивные образы» (CI), «Мотивационные специфические образы» (MSI) и «Мотивационное общее мастерство» (MGM), по переменной статуса национального спортсмена (p < 0.05).

Анализ ANOVA по лучшему достижению

Таблица 9: Результаты ANOVA для субшкал шкалы мотивации в спорте по переменной лучшего достижения

При изучении Таблицы 9 было отмечено статистически значимое различие в субшкале «Внешняя регуляция» (ER) Шкалы мотивации в спорте по переменной лучшего достижения (p < 0.05). Для множественных сравнений в субшкале, где произошло различие, использовался тест Тьюки. Результаты теста Тьюки показали, что в субшкале «Внешняя регуляция» (ER) международные спортсмены набрали значительно больше баллов, чем национальные и региональные спортсмены.

Таблица 10: Результаты ANOVA для субшкал опросника ментальных образов в спорте по переменной лучшего достижения

При изучении Таблицы 10 были отмечены статистически значимые различия в субшкалах «Когнитивные образы» (CI) и «Мотивационное общее возбуждение» (MGA) Опросника ментальных образов в спорте по переменной лучшего достижения (p < 0.05). Для множественных сравнений в субшкалах, где были обнаружены различия, использовался тест Тьюки.

Результаты теста Тьюки показали, что в субшкале «Когнитивные образы» (CI) международные спортсмены набрали значительно больше баллов, чем национальные и региональные спортсмены. Напротив, в субшкале «Мотивационное общее возбуждение» (MGA) региональные спортсмены набрали значительно больше баллов, чем международные и национальные спортсмены.

Анализ t-критерия по технике

Таблица 11: Результаты t-критерия для субшкал шкалы мотивации в спорте по переменной техники

В Таблице 11 не было обнаружено статистически значимых различий ни в одной из субшкал Шкалы мотивации в спорте по переменной техники (p > 0.05).

Таблица 12: Результаты t-критерия для субшкал опросника ментальных образов в спорте по переменной техники

При изучении Таблицы 12 не было обнаружено статистически значимых различий ни в одной из субшкал Опросника ментальных образов в спорте по переменной техники (p > 0.05).

Корреляционный анализ Пирсона

Таблица 13: Результаты корреляционного анализа Пирсона для субшкал шкалы мотивации в спорте по переменным возраста, спортивного опыта и весовой категории

В Таблице 13 наблюдалась слабая положительная корреляция между переменной возраста участников и субшкалами Шкалы мотивации в спорте, включая «Внутренняя мотивация к познанию и достижениям» (IMK), «Внутренняя мотивация к переживанию стимулов» (IMS), «Внешняя регуляция» (ER), «Интроекция» (I) и «Идентификация» (ID) (p < 0.05).

Для переменной спортивного опыта наблюдалась слабая положительная корреляция с субшкалами «Внутренняя мотивация к познанию и достижениям» (IMK) и «Интроекция» (I) (p < 0.05).

Таблица 14: Результаты корреляционного анализа Пирсона для субшкал опросника ментальных образов в спорте по переменным возраста, спортивного опыта и весовой категории

Согласно Таблице 14, была обнаружена умеренная положительная корреляция между переменной возраста участников и субшкалой «Когнитивные образы» (CI) Опросника ментальных образов в спорте (p < 0.05).

Для переменной спортивного опыта были обнаружены умеренные положительные корреляции с субшкалами «Когнитивные образы» (CI), «Мотивационные специфические образы» (MSI) и «Мотивационное общее мастерство» (MGM) (p < 0.05).

Что касается переменной весовой категории, наблюдались слабые положительные корреляции с субшкалами «Мотивационные специфические образы» (MSI) и «Мотивационное общее мастерство» (MGM) (p < 0.05).

Таблица 15: Результаты корреляционного анализа Пирсона между субшкалами опросника ментальных образов в спорте и шкалы мотивации в спорте

При изучении Таблицы 15 наблюдалась сильная положительная корреляция между субшкалой «Когнитивные образы» (CI) Опросника ментальных образов в спорте и субшкалами «Внутренняя мотивация к познанию и достижениям» (IMK) и «Внутренняя мотивация к переживанию стимулов» (IMS) Шкалы мотивации в спорте (p < 0.05). Кроме того, наблюдалась умеренная положительная корреляция с субшкалами «Внешняя регуляция» (ER), «Интроекция» (I) и «Идентификация» (ID) (p < 0.05). В противоположность этому, наблюдалась слабая отрицательная корреляция с субшкалой «Амотивация» (AM) (p < 0.05).

Для субшкалы «Мотивационные специфические образы» (MSI) Опросника ментальных образов в спорте была выявлена сильная положительная корреляция с субшкалами «Внутренняя мотивация к познанию и достижениям» (IMK) и «Внутренняя мотивация к переживанию стимулов» (IMS) (p < 0.05). Наблюдалась умеренная положительная корреляция с субшкалами «Внешняя регуляция» (ER), «Интроекция» (I) и «Идентификация» (ID) (p < 0.05). В противоположность этому, наблюдалась слабая отрицательная корреляция с субшкалой «Амотивация» (AM) (p < 0.05).

Для субшкалы «Мотивационное общее возбуждение» (MGA) Опросника ментальных образов в спорте наблюдалась умеренная положительная корреляция с субшкалами «Внутренняя мотивация к познанию и достижениям» (IMK), «Внутренняя мотивация к переживанию стимулов» (IMS) и «Интроекция» (I) (p < 0.05). Кроме того, наблюдалась слабая положительная корреляция с субшкалами «Внешняя регуляция» (ER) и «Идентификация» (ID) (p < 0.05), а также слабая положительная корреляция с субшкалой «Амотивация» (AM) (p < 0.05).

Для субшкалы «Мотивационное общее мастерство» (MGM) Опросника ментальных образов в спорте была выявлена сильная положительная корреляция с субшкалами «Внутренняя мотивация к познанию и достижениям» (IMK) и «Внутренняя мотивация к переживанию стимулов» (IMS) (p < 0.05). Наблюдалась умеренная положительная корреляция с субшкалами «Внешняя регуляция» (ER), «Интроекция» (I) и «Идентификация» (ID) (p < 0.05). В противоположность этому, наблюдалась умеренная отрицательная корреляция с субшкалой «Амотивация» (AM) (p < 0.05).

Обсуждение

Влияние пола на мотивацию и ментальные образы

Данное исследование изучало взаимосвязь между использованием ментальных образов тяжелоатлетами и их источниками мотивации. Собранные для этой цели данные были проанализированы в этом разделе в контексте существующей литературы.

Статистически значимых различий в субшкалах Шкалы мотивации в спорте по переменной пола не обнаружено. В поддержку этого вывода, Агдуман [18] сообщил об отсутствии вариаций в уровнях внешней мотивации в зависимости от пола в исследуемой группе. Аналогично, Йылдырым [10] не обнаружил различий в уровнях «Амотивации» (AM), «Внутренней мотивации к переживанию стимулов» (IMES), «Внешней регуляции» (ER) и «Идентификации» (ID) в отношении переменной пола [10, 18]. Акман и Кан [19] также не выявили статистически значимых различий в уровнях «Внешней регуляции» (ER) и «Амотивации» (AM) между полами в их исследовательской группе [19].

Симеониду [27] обнаружила статистически значимые различия в уровнях «Внешней регуляции» (ER) и «Идентификации» (ID) в зависимости от пола [20]. Туркай и Сокмен [21] также отметили различия в уровнях «Внешней регуляции» (ER) в своей исследовательской группе [21]. Кроме того, Демир [11] сообщил о статистически значимых различиях в уровнях «Внешней регуляции» (ER) в зависимости от пола [11]. Олмуш и др. [22] обнаружили статистически значимые различия в уровнях «Внутренняя мотивация к познанию и достижениям» (IMK), «Внутренняя мотивация к переживанию стимулов» (IMS), «Внешняя регуляция» (ER), «Интроекция» (I), «Идентификация» (ID) и «Мотивация» (M) в их выборке в зависимости от переменной пола [22]. Общий обзор литературы показывает, что пол является значимым фактором, влияющим на вариативность мотивации [77, 78].

В свете этих результатов можно сделать вывод, что пол не является определяющим фактором в уровнях мотивации спортсменов, занимающихся тяжелой атлетикой. Это может быть связано с универсальностью пола и схожими тенденциями социализации, проявляемыми спортсменами в этой области.

Были отмечены статистически значимые различия в субшкале «Мотивационное общее возбуждение» (MGA) Опросника ментальных образов в спорте по переменной пола. В противоположность этому, статистически значимых различий в субшкалах «Когнитивные образы» (CI), «Мотивационные специфические образы» (MSI) и «Мотивационное общее мастерство» (MGM) не обнаружено. В поддержку этого вывода, Яраян и Айан [23] сообщили, что уровни «MGA» в их исследовательской группе значительно различались в зависимости от пола [23]. Аналогично, Боздаг и Эргин [24] не обнаружили статистически значимых различий в уровнях «CI», «MSI» и «MGM» между полами в их исследовании. Аналогично, Доган [25] не наблюдал вариаций в субшкалах «CI», «MSI» и «MGM» по переменной пола [24, 25].

С другой стороны, Ди Коррадо и др. [26] выявили статистически значимые различия в субшкале «Когнитивные образы» (CI) в отношении пола [26]. Эрдем [27] обнаружил, что уровни субшкалы «MGA» показали статистически значимые различия в пользу женщин [27]. Кумарташли и др. [28] также сообщили о статистически значимых различиях в субшкале «Когнитивные образы» (CI) по признаку пола [28]. Кроме того, Арслангерор [29] наблюдал различия в субшкалах «CI», «MSI» и «MGM» в своей исследовательской группе в зависимости от пола [29]. Эти результаты согласуются с исследованиями, указывающими на то, что мужчины и женщины-спортсмены могут использовать различные стратегии ментальных образов [79, 80].

Эти выводы предполагают, что тяжелоатлеты получают выгоду от позитивных эмоций, таких как уверенность и мотивация, при подготовке к важным соревнованиям. Более того, более высокая эмоциональная интенсивность, наблюдаемая среди женщин, отраженная в средних показателях, указывает на то, что женщины могут более эффективно использовать эти положительные эмоции.

Влияние уровня образования на мотивацию и ментальные образы

Этот вывод согласуется с различными исследованиями, подтверждающими влияние уровня образования на мотивацию [81, 82]. Были обнаружены статистически значимые различия в субшкалах Шкалы мотивации в спорте по переменной образования участников. В поддержку этого вывода, Элсборг и Эльбэ [30] сообщили, что субшкала «Внешняя регуляция» (ER) значительно варьировалась в зависимости от уровня образования их исследовательской группы [30]. Аналогично, Гюль [31] наблюдал статистически значимые различия в субшкалах «Внешняя регуляция» (ER) и «Идентификация» (ID) в зависимости от уровня образования [31]. Сеzгин [32] также выявил различия в субшкалах «Идентификация» (ID), «Интроекция» (I) и «Мотивация» (AM) в зависимости от уровня образования [32].

Йетиш, Серви и Карабаг [33] далее обнаружили статистически значимые различия в субшкалах «Внутренняя мотивация к познанию и достижениям» (IMKA), «Внутренняя мотивация к переживанию стимулов» (IMS), «Интроекция» (I) и «Идентификация» (ID) в зависимости от уровня образования [33]. С другой стороны, Имамоглу Кая, Чичек и Имамоглу [34] не обнаружили статистически значимых различий в субшкалах «IMK», «IMS», «ER», «ID», «I» и «AM» в своем исследовании [34]. Аналогично, Язиджи и Мачча [35] не наблюдали статистически значимых различий в субшкалах «ID», «Интроекция», «ER» и «Амотивация» в зависимости от уровня образования [35]. Серин [36] также сообщил об отсутствии статистически значимых вариаций в субшкале «ER» по признаку уровня образования [36].

Эти выводы предполагают, что по мере повышения уровня образования тяжелоатлетов повышается и их уровень осознанности, что положительно отражается на их уровне мотивации. Это дополнительно подтверждается наблюдением, что показатели выше у лиц с университетским образованием.

Были обнаружены статистически значимые различия в субшкалах «Когнитивные образы» (CI), «Мотивационные специфические образы» (MSI) и «Мотивационное общее мастерство» (MGM) Опросника ментальных образов в спорте по признаку образования участников. В противоположность этому, в субшкале «Мотивационное общее возбуждение» (MGA) статистически значимых различий не наблюдалось. В поддержку этого вывода, Райола и др. [37] выявили статистически значимые различия в субшкале «MSI» в зависимости от уровня образования [37]. Шахин [38] обнаружил различия в субшкале «CI», связанные с уровнем образования [38]. Саваш [39] обнаружил статистически значимые различия в субшкалах «CI» и «MGM» в зависимости от уровня образования [39]. Байрак Аяш [40] сообщил о различиях в субшкалах «CI», «MGM» и «MSI» в зависимости от уровня образования [40]. С другой стороны, Чил [41] обнаружил различия в субшкале «MGA», связанные с уровнем образования [41]. Эти выводы согласуются с исследованиями, подчеркивающими влияние образования на развитие спортивной психологии и навыков использования ментальных образов [83, 84]. Демир [11] не обнаружил статистически значимых различий в субшкалах «CI», «MSI» и «MGM» в зависимости от уровня образования [11]. Аналогично, Гюлер [42] также не обнаружил статистически значимых различий в субшкалах «CI», «MSI» и «MGM» по признаку уровня образования [42].

В свете этих выводов можно сделать вывод, что тяжелоатлеты с более высоким уровнем образования имеют более высокие представления и с большей вероятностью извлекают выгоду из ментальных тренировок.

Влияние национального статуса и лучшего достижения на мотивацию и ментальные образы

Были обнаружены статистически значимые различия в субшкалах «Внутренняя мотивация к познанию и достижениям» (IMKA), «Внутренняя мотивация к переживанию стимулов» (IMES), «Внешняя регуляция» (ER), «Интроекция» (I) и «Идентификация» (ID) Шкалы мотивации в спорте по переменной национального статуса участников. В противоположность этому, статистически значимых различий в субшкале «Амотивация» (AM) не наблюдалось. Кроме того, в отношении лучшего уровня результатов участников было обнаружено статистически значимое различие в субшкале «Внешняя регуляция» (ER). В противоположность этому, статистически значимых различий в субшкалах «IMK», «IMS», «Интроекция» (I), «ID» и «AM» не наблюдалось. Для множественных сравнений в субшкале, где было найдено статистически значимое различие, использовался пост-хок тест Тьюки. Результаты теста Тьюки показали, что в субшкале «ER» международная группа показала значительно более высокие баллы, чем национальная группа, а международная группа также имела более высокие баллы, чем региональная группа.

В поддержку этих выводов, Лупо и др. [43] выявили статистически значимые различия в субшкале «ER» в зависимости от национального статуса [43]. Озаслан [44] сообщил о различиях в субшкалах «IMK» и «ER» в зависимости от национального статуса [44]. Гюль [31] обнаружил, что в контексте национального статуса спортсменов уровни мотивации к внешней регуляции, идентификации и внешней мотивации были значительными, при этом национальные спортсмены демонстрировали в целом более высокие уровни мотивации [31]. Пулат [45] пришел к аналогичным выводам, отметив, что национальные спортсмены показали более высокие результаты, чем не-национальные спортсмены [45].

С другой стороны, Сатлымыш [46] не обнаружил статистически значимых различий в субшкалах «ID», «I» или «ER» в зависимости от национального статуса, хотя и было отмечено статистически значимое различие в субшкале «AM» [46]. Это предполагает, что национальные спортсмены сталкиваются с большими трудностями из-за своего участия в национальных и международных соревнованиях, сталкиваются с большими проблемами, и эта повышенная сложность может мотивировать их более эффективно использовать источники мотивации для достижения своих лучших результатов.

Опросник основывался на национальном статусе участников, в то время как статистически значимых различий в субшкале «Мотивационное общее возбуждение» (MGA) не наблюдалось. Что касается лучшего уровня результатов участников, были обнаружены статистически значимые различия в субшкалах «CI» и «MGA». В противоположность этому, статистически значимых различий в субшкалах «MSI» и «MGM» не наблюдалось. Для множественных сравнений в субшкалах, где были обнаружены статистически значимые различия, использовался пост-хок тест Тьюки. Результаты теста Тьюки показали, что в субшкале «CI» международные спортсмены показали значительно более высокие баллы, чем национальные спортсмены, а международные спортсмены также показали более высокие баллы, чем региональные спортсмены. В субшкале «MGA» региональные спортсмены показали значительно более высокие баллы, чем международные и национальные спортсмены.

Грегг и Холл [47] поддержали эти выводы и выявили статистически значимое различие в субшкале «CI» в зависимости от национального статуса [47]. Эрдоган и Эрхан [48] обнаружили различия в субшкалах «CI», «MSI» и «MGM» в зависимости от национального статуса [48]. Канкуртаран [49] выявил статистически значимые различия в субшкалах «CI», «MSI» и «MGM» в зависимости от национального статуса, но не обнаружил различий в субшкале «MGA», что соответствует результатам нашего исследования [49]. Аналогично, Онер [50] выявил, что переменная национального статуса также создает статистически значимые различия в измерениях результативности и управленческой компетентности [50]. Саваш [39] наблюдал различие в субшкале «CI» в зависимости от национального статуса [39]. С другой стороны, Озмутлу [51] не обнаружил статистически значимых различий в субшкалах «CI» и «MSI» в зависимости от национального статуса [51]. Гювенди [52] не обнаружил статистически значимых различий в субшкалах «CI», «MSI» или «MGM» в зависимости от национального статуса [52]. Аналогично, Бозлар [53] не обнаружил различий в субшкалах «CI», «MGM» или «MSI» в зависимости от национального статуса [53].

В этом контексте, благодаря своему опыту участия в национальных и международных соревнованиях, национальные спортсмены извлекают выгоду из своего опыта в ментальных тренировках, повышая свою способность добиваться лучших результатов в предстоящих соревнованиях.

Влияние технической подготовки и весовой категории

Статистически значимых различий в субшкалах Шкалы мотивации в спорте по переменной технической подготовки участников не обнаружено. Кроме того, была обнаружена низкоуровневая положительная связь между переменной весовой категории участников и субшкалами «IMS», «I» и «ID» Шкалы мотивации в спорте. В противоположность этому, связи в субшкалах «IMK», «ER» и «AM» не наблюдалось. В исследовании Пиепиоры и др. [54] были обнаружены различия в субшкалах «ER» и «ID» в зависимости от технической переменной, в то время как в субшкале «I» различий не наблюдалось [54]. В поддержку наших выводов, Озаслан [44] заявил, что мотивация — это сложная концепция, которую трудно концептуализировать и измерить, особенно с наблюдательной точки зрения [44]. Эта сложность часто встречается и в спорте. В контексте тяжелой атлетики, которая является фокусом нашего исследования, как присущие спорту сложности, так и две техники, рывок и толчок, представляют трудности. Согласно Башандачу [55], сила и скорость одинаково доминируют в тяжелой атлетике [55]. Таким образом, тяжелая атлетика, как вид спорта, требует сочетания выносливости и силы, что делает его функциональным видом спорта. Тяжелая атлетика — один из немногих видов спорта, где одновременно задействованы все четыре биомоторных качества: сила, скорость, выносливость и мощность. Тяжелоатлеты входят в число самых сильных спортсменов в целом, и этот вид спорта, являясь весовым, означает, что сложность движений рывка и толчка увеличивается с увеличением весовой категории.

Следовательно, тяжелоатлеты сталкиваются с большими трудностями как с точки зрения мотивации, так и техники. Таким образом, по мере увеличения весовой категории увеличивается и поднимаемый вес, что требует от спортсменов больше усилий для поддержания мотивации. Однако, поскольку все спортсмены соревнуются как в рывке, так и в толчке, статистически значимых различий, касающихся переменной техники в нашей выборке, ожидать не следует.

Статистически значимых различий в субшкалах Инвентаря ментальных образов в спорте по переменной технической подготовки участников не обнаружено. Кроме того, наблюдалась низкоуровневая положительная связь между переменной весовой категории участников и субшкалами «MSI» и «MGM» Инвентаря ментальных образов в спорте. В то же время, связи в субшкалах «CI» и «MGA» не наблюдалось. В исследовании, проведенном Сильбернагелем, Шортом и Росс-Стюартом [56], были обнаружены статистически значимые различия в субшкале «MSI» в зависимости от технической переменной, в то время как в субшкале «MGA» различий не наблюдалось [56]. В поддержку наших выводов, спортсмены сталкиваются с различными трудностями во время соревнований из-за внутренних и внешних факторов. Эти трудности могут быть преодолены с помощью стратегий, полученных из прошлого опыта [57]. Одной из этих стратегий являются ментальные образы. Ментальные образы — это широко используемый метод преодоления трудностей. В контексте нашего исследования, которое фокусируется на тяжелой атлетике, спортсмены могут преодолевать трудности техник рывка и толчка, используя ментальные образы. Тяжелоатлеты могут улучшить свою технику не только с помощью физических тренировок, но и с помощью ментальных тренировок. Учитывая, что тяжелая атлетика является весовым видом спорта, по мере увеличения весовой категории увеличивается и поднимаемый вес, что, в свою очередь, приводит к более широкому использованию ментальных образов. Следовательно, по мере того как тяжелоатлеты соревнуются в более высоких весовых категориях, увеличивается вес, который им приходится поднимать, и в результате тяжелоатлеты больше выигрывают от использования ментальных образов. Например, тяжелоатлет в категории 67 кг сталкивается с нагрузкой, отличной от той, что в категории 109 кг, что требует большей ментальной подготовки из-за увеличенного веса. Однако, поскольку все спортсмены соревнуются как в рывке, так и в толчке, статистически значимых различий, касающихся переменной техники в нашей выборке, ожидать не следует.

Влияние возраста и спортивного опыта на мотивацию и ментальные образы

Была обнаружена положительная, низкоуровневая связь между переменной возраста участников и субшкалами Шкалы мотивации в спорте, а именно «IMK», «IMS», «ER», «I» и «ID», в то время как связи с субшкалой «AM» не наблюдалось. В поддержку наших выводов, Де Перо и др. [58] выявили статистически значимое различие в уровнях «IMK» и «IMS» в зависимости от переменной возраста [58]. Йылдырым [59] обнаружил различия в уровнях «ER» и «I» в зависимости от возраста [59]. Гюлер и Эрхан [42] также выявили статистически значимое различие в уровне «I» в зависимости от возраста [42]. Ислам [60] обнаружил, что уровень «ID» в их выборке варьировался в зависимости от возраста [60]. С другой стороны, Имамоглу Кая [61] не обнаружил статистически значимых различий в уровнях «IMK», «IMS», «ER», «I» и «AM» в зависимости от возраста [61]. Эрсоз и др. [62] также не обнаружили различий в уровнях «IMK», «IMS», «ER» и «ID» в зависимости от возраста в своем исследовании [62]. Аналогично, Серин [36] не обнаружил статистически значимых различий в уровнях «IMK», «IMS», «ER», «I» и «ID» в зависимости от возраста [36]. В этом контексте предполагается, что по мере повышения возраста тяжелоатлетов увеличивается их опыт, спортивные цели, представления и осознанность, что позволяет им более эффективно использовать мотивационные ресурсы. Обзор литературы по возрасту как переменной показывает, что молодые спортсмены, как правило, больше мотивированы внешней мотивацией. В противоположность этому, внутренняя мотивация становится более выраженной с возрастом. Отмечается, что пожилые спортсмены с большей вероятностью развивают внутреннюю мотивацию, концентрируясь на долгосрочных целях и личном развитии [85, 86].

Была обнаружена положительная, низкоуровневая связь между переменной спортивного опыта участников и субшкалами Шкалы мотивации в спорте, а именно «IMK» и «I», в то время как была обнаружена положительная, умеренная связь между «IMS», «ER» и «ID». Была обнаружена отрицательная, низкоуровневая связь с субшкалой «AM». В поддержку этих выводов, Решетников и др. [63] выявили различия в уровнях «IMS», «I» и «ID» в зависимости от спортивного возраста в их выборке [63]. Кеслер [64] также наблюдал различия в уровнях «IMK», «IMS», «I» и «ID» в зависимости от переменной спортивного возраста [64]. Полат, Доган и Мутлу [65] сообщили об отрицательной связи с уровнем «AM» в зависимости от спортивного возраста [65]. С другой стороны, Атасой и Екиз [66] не обнаружили статистически значимых различий в уровнях «ID», «I» и «ER» в зависимости от спортивного возраста, в то время как была выявлена положительная связь с уровнем «AM» [66]. Озен [67] не обнаружил статистически значимых различий в уровнях «IMK», «ER», «IA», «ID» и «AM» в зависимости от спортивного возраста в своем исследовании [67]. Эти выводы предполагают, что по мере увеличения спортивного стажа спортсменов улучшаются их опыт, знания, навыки и другие факторы, что положительно влияет на их уровни мотивации и снижает уровни «AM», тем самым поддерживая их в тренировках.

Была обнаружена умеренная положительная корреляция между переменной возраста участников и субшкалой «Когнитивные образы» (CI) Опросника ментальных образов в спорте. В противоположность этому, наблюдалась слабая положительная корреляция с субшкалами «Мотивационные специфические образы» (MSI) и «Мотивационное общее мастерство» (MGM). В своем исследовании Паркер и др. [87] заявили, что возраст является значимым фактором, влияющим на навыки использования ментальных образов в спорте [87]. Однако статистически значимой корреляции с субшкалой «Мотивационное общее возбуждение» (MGA) не было выявлено.

В поддержку наших выводов, Акил [68] сообщил о статистически значимых различиях в субшкалах «Когнитивные образы» (CI) и «Мотивационные специфические образы» (MSI) в зависимости от возраста [68]. Аналогично, Демир [11] обнаружил статистически значимые различия в субшкалах «Когнитивные образы» (CI) и «Мотивационное общее мастерство» (MGM) в зависимости от возраста [11]. Кая и Гюнай [69] также выявили статистически значимые различия в субшкале «Когнитивные образы» (CI), в то время как Шахинлер [70] обнаружил статистически значимые различия в субшкале «Мотивационное общее мастерство» (MGM) в зависимости от возраста [69, 70]. Напротив, Эрдем [27] сообщил о статистически значимых различиях в субшкале «Мотивационное общее возбуждение» (MGA) в зависимости от возраста [27].

С другой стороны, Яраян и Айан [23] не обнаружили статистически значимых различий в субшкалах «Когнитивные образы» (CI), «Мотивационные специфические образы» (MSI) или «Мотивационное общее мастерство» (MGM) в зависимости от возраста [23]. Аналогично, Картал и др. [71] не наблюдали статистически значимых различий в этих субшкалах в зависимости от возраста [71].

Эти выводы предполагают, что по мере увеличения среднего возраста участников увеличивается и их способность мысленно представлять и выполнять технические навыки, демонстрируя улучшение этой способности с течением времени.

Была обнаружена умеренная положительная корреляция между переменной спортивного опыта участников и субшкалами «Когнитивные образы» (CI), «Мотивационные специфические образы» (MSI) и «Мотивационное общее мастерство» (MGM) Опросника ментальных образов в спорте. Однако связи с субшкалой «Мотивационное общее возбуждение» (MGA) не наблюдалось.

В поддержку наших выводов, Семидара [72] выявила статистически значимые различия в субшкалах «Когнитивные образы» (CI) и «Мотивационные специфические образы» (MSI) в зависимости от спортивного опыта [72]. Аналогично, Арслангерор (2022) сообщил о различиях в субшкалах «CI», «MSI» и «MGM» в зависимости от спортивного опыта [29]. Ямак [73] также обнаружил статистически значимые различия в субшкале «MSI» в зависимости от спортивного опыта [73]. В другом исследовании Кумарташли и др. [28] наблюдали статистически значимые различия в субшкалах «CI», «MSI» и «MGM», что еще больше подтверждает эти результаты [28].

Напротив, Тюркчапар [74] сообщил об отсутствии статистически значимых различий в субшкалах «CI», «MSI» и «MGM» в зависимости от спортивного опыта [74]. Аналогично, Кул и др. [75] не обнаружили статистически значимых различий в этих субшкалах в своей исследовательской группе [75].

Эти выводы предполагают, что по мере того, как люди приобретают больше спортивного опыта, улучшаются их навыки, осведомленность и другие способности. Это развитие отражается в повышении уровней «Когнитивных образов», «Мотивационных специфических образов» и «Мотивационного общего мастерства».

Взаимосвязь между ментальными образами и мотивацией

Была обнаружена сильная положительная корреляция между субшкалой «Когнитивные образы» (CI) Опросника ментальных образов в спорте и субшкалами «Внутренняя мотивация к познанию» (IMK) и «Внутренняя мотивация к переживанию стимулов» (IMS) Шкалы мотивации в спорте. Наблюдалась умеренная положительная корреляция с субшкалами «Внешняя регуляция» (ER), «Интроекция» (I) и «Идентификация» (ID), в то время как наблюдалась слабая отрицательная корреляция с субшкалой «Амотивация» (AM). В этом контексте, по мере увеличения уровней «CI» у тяжелоатлетов, увеличиваются и их уровни «IMK», «IMS», «ER», «I» и «ID», в то время как уровни «AM» снижаются.

Была обнаружена сильная положительная корреляция между субшкалой «Мотивационные специфические образы» (MSI) Опросника ментальных образов в спорте и субшкалами «IMK» и «IMS» Шкалы мотивации в спорте. Наблюдалась умеренная положительная корреляция с субшкалами «ER», «I» и «ID», в то время как наблюдалась слабая отрицательная корреляция с субшкалой «AM». В этом контексте, по мере увеличения уровней «MSI» у тяжелоатлетов, увеличиваются и их уровни «IMK», «IMS», «ER», «I» и «ID», в то время как уровни «AM» снижаются.

Была обнаружена умеренная положительная корреляция между субшкалой «Мотивационное общее возбуждение» (MGA) Опросника ментальных образов в спорте и субшкалами «IMK», «IMS» и «I» Шкалы мотивации в спорте. Наблюдалась слабая положительная корреляция с субшкалами «ER» и «ID», в то время как наблюдалась слабая положительная корреляция с субшкалой «AM». В этом контексте, по мере увеличения уровней «MGA» у тяжелоатлетов, увеличиваются и их уровни «IMK», «IMS», «I», «ER», «ID» и «AM».

Была обнаружена сильная положительная корреляция между субшкалой «Мотивационное общее мастерство» (MGM) Опросника ментальных образов в спорте и субшкалами «IMK» и «IMS» Шкалы мотивации в спорте. Наблюдалась умеренная положительная корреляция с субшкалами «ER», «I» и «ID», в то время как наблюдалась умеренная отрицательная корреляция с субшкалой «AM». В этом контексте, по мере увеличения уровней «MGM» у тяжелоатлетов, увеличиваются и их уровни «IMK», «IMS», «ER», «I» и «ID», в то время как уровни «AM» снижаются.

В поддержку наших выводов, Колайис, Сары и Кёле [76] провели исследование, изучающее взаимосвязь между Опросником ментальных образов в спорте и баллами Шкалы мотивации в спорте [76]. Результаты их исследования показали статистически значимую взаимосвязь между «Когнитивными образами» (CI) и субшкалами внутренней мотивации. Они отметили, что спортсмены с более высокими показателями когнитивных образов также имели тенденцию к более высоким уровням внутренней мотивации.

В другом исследовании, проведенном Атасой и Екиз [66], изучалась взаимосвязь между Опросником ментальных образов в спорте и баллами Шкалы мотивации в спорте [66]. При анализе результатов они провели корреляционный анализ Спирмена-Брауна, чтобы определить, существуют ли статистически значимые различия во взаимосвязи между этими переменными. Анализ показал статистически значимую положительную связь между ментальными образами и баллами мотивации. Кроме того, они предположили, что спортсмены в футболе, как виде спорта, могут испытывать увеличение баллов мотивации по мере роста их баллов по ментальным образам.

При изучении взаимосвязи между спортивным опытом и субшкалами, исследование выявило статистически значимую положительную корреляцию между переменной ментальных образов и «Когнитивными образами» (CI), «Мотивационным общим возбуждением» (MGA) и «Мотивационным общим мастерством» (MGM). Соответственно, по мере увеличения спортивного опыта увеличиваются и переменные ментальных образов, в основном «CI», «MGA» и «MGM».

В исследовании Сатлымыша [46] изучалась взаимосвязь между Опросником ментальных образов в спорте и баллами Шкалы мотивации в спорте [46]. Результаты показали положительную связь между субшкалой «Когнитивные образы» (CI) и «Внутренней мотивацией», «Регуляцией через идентификацию» (ID) и «Интроекцией» (I). В противоположность этому, наблюдалась отрицательная связь с субшкалой «Амотивация» (AM). Субшкала «Мотивационные специфические образы» (MSI) показала положительную связь с субшкалами «Внутренняя мотивация», «Регуляция через идентификацию» (ID), «Интроекция» (I) и «Мотивация» (AM). Кроме того, субшкала «Мотивационное общее возбуждение» (MGA) была положительно коррелирована с «Внутренней мотивацией», «Регуляцией через идентификацию», «Интроекцией» и «Внешней регуляцией» (ER). Наконец, субшкала «Мотивационное общее мастерство» (MGM) показала положительную статистически значимую корреляцию с «Внутренней мотивацией», «Регуляцией через идентификацию» и «Интроекцией».

На основании этих выводов тяжелоатлеты могут использовать ментальные образы для повышения уровня мотивации во время продолжения тренировок для достижения желаемых целей.

Ограничения исследования и рекомендации для будущих исследований

Данное исследование было ограничено лицензированными спортсменами в возрасте 18-23 лет, участвовавшими в Чемпионате Турции по тяжелой атлетике среди молодежи и U23 2022 года в Ван. Следовательно, результаты могут быть обобщены только на спортсменов в этой возрастной группе, и результаты для других возрастных групп не могут быть предоставлены. Кроме того, исследование было сосредоточено исключительно на тяжелоатлетах, что затрудняет сравнение мотивации и использования ментальных образов со спортсменами из других видов спорта. Будущие исследования могли бы расшириться, включив спортсменов из разных возрастных групп. Более того, проведение сравнительных исследований со спортсменами из различных видов спорта могло бы обеспечить более полное понимание взаимосвязи между источниками мотивации и использованием ментальных образов. В дальнейшем лонгитюдные исследования были бы полезны для наблюдения за изменениями в использовании спортсменами ментальных образов и уровнях мотивации с течением времени. Кроме того, обогащение аналитических методов, используемых в исследовании, различными подходами могло бы повысить надежность выводов.

Заключение

Целью данного исследования было изучение взаимосвязи между использованием ментальных образов и источниками мотивации у тяжелоатлетов. Результаты выявили статистически значимую положительную взаимосвязь между использованием ментальных образов и уровнями мотивации. В частности, субшкалы когнитивных образов (CI), мотивационных специфических образов (MSI), мотивационного общего мастерства (MGM) и мотивационного общего возбуждения (MGA) сильно положительно коррелировали с мотивацией. Эти выводы предполагают, что тяжелоатлеты могут повысить свою производительность посредством ментальных тренировок, используя ментальные образы как инструмент для эффективного использования источников мотивации.

Исследование также изучало влияние таких переменных, как пол, образование и национальность, на использование ментальных образов и уровни мотивации у тяжелоатлетов. Было установлено, что пол не оказывал существенного влияния на использование ментальных образов или мотивацию, хотя женщины-спортсмены, казалось, более эффективно использовали положительные эмоции, вероятно, из-за более высокого уровня эмоциональности. В отношении образования спортсмены с более высоким уровнем образования демонстрировали лучшие представления и большую осведомленность о ментальных тренировках, что, в свою очередь, положительно влияло на их уровни мотивации. Национальность также играла роль: национальные спортсмены опирались на свой опыт участия в международных и национальных соревнованиях, используя эти трудности для дальнейшего вовлечения источников мотивации и повышения своей производительности.

Переменные, связанные с техникой и весовой категорией, также оказались значимыми факторами, влияющими на взаимосвязь между использованием ментальных образов и мотивацией. По мере того как тяжелоатлеты увеличивают поднимаемый вес, увеличивается и использование ментальных образов. Кроме того, более длительный опыт и больший спортивный стаж были связаны с улучшенным использованием ментальных образов, указывая на то, что опытные спортсмены склонны лучше использовать ментальные тренировки для преодоления технических трудностей.

В заключение, исследование подчеркивает, что ментальные образы являются жизненно важным инструментом для тяжелоатлетов для повышения производительности и управления мотивацией. Будущие исследования могли бы расширить это, исследуя более широкий круг спортсменов разных видов спорта и возрастных групп, изучая, как они могут лучше использовать методы ментальных тренировок. Кроме того, долгосрочные исследования предоставят ценную информацию о том, как использование ментальных образов и уровни мотивации развиваются со временем.

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода

Триовит Капс. №30 - витамины-антиоксиданты для защиты клеток

Триовит Капс. №30 - комплекс антиоксидантов для защиты клеток от свободных радикалов. Содержит витам...

Купить Мастодинон таблетки №60 — цена, отзывы

Мастодинон — гомеопатический препарат для лечения мастопатии и нарушений менструального цикла. Устра...

Никоретте жевательная резинка 4 мг №30 - бросить курить

Никоретте жевательная резинка 4 мг со вкусом свежих фруктов помогает бросить курить, уменьшая тягу к...

Крем с витамином F для увлажнения кожи 75 мл

Крем с витамином F для интенсивного ухода за сухой кожей. Активно увлажняет, снимает покраснения и в...

R.O.C.S. Биокомплекс Активная Защита – зубная паста 94 г

Зубная паста R.O.C.S. Биокомплекс Активная Защита 94 г обеспечивает комплексный уход за зубами и дес...

Зубная паста Лакалют Сенситив - защита от чувствительности

Зубная паста Лакалют Сенситив 75Мл предназначена для снижения чувствительности зубов, предотвращает ...