Как поддержка соседей защищает детей от буллинга из-за семейного стресса

Как поддержка соседей защищает детей от буллинга из-за семейного стресса

Интересное сегодня

Что такое созависимые отношения: признаки, виды и как их изб...

Что такое созависимые отношения? Созависимость — это модель поведения или динамика отношений, при ко...

Развитие медитации: как духовные практики влияют на психичес...

Изучение процессов развития человека в психологии Изучение процессов развития человека является одно...

Искусственный интеллект в психологическом консультировании: ...

ВведениеДефицит человеческих ресурсов в сфере психологического здоровья уже давно является проблемой...

Результаты исследования PROmoting Early Childhood Outside: О...

Введение Предыдущие исследования подчеркивали важность игр на улице для здоровья, развития и благопо...

Медитация любящей доброты и осознанное дыхание для подростко...

Введение Несуицидальное самоповреждение (НССП) — это преднамеренное причинение вреда своему телу без...

Исследование: Собаки, обученные использовать звуковые панели...

Введение Исследование межвидовой коммуникации имеет долгую историю. Ранние исследования пытались обу...

Трое детей катаются на самокатах и велосипеде в своем районе.
Трое детей катаются на самокатах и велосипеде в своем районе.
Thumbnail 1
Оригинал исследования на сайте автора

Буллинг: проблема, уходящая корнями глубже школьного двора

Буллинг (травля) остается распространенным явлением в детском и подростковом возрасте, однако его истоки часто лежат за пределами школьной территории. В то время как родители и учителя часто фокусируются на динамике взаимоотношений со сверстниками, новые исследования показывают, что семейный стресс и окружающее сообщество также играют критически важную роль в формировании того, становятся ли дети агрессорами, жертвами или тем и другим.

Исследование, проведенное Цяньюй Чжоу, Чаохуэй Линь и Сян Го и опубликованное в журнале «Frontiers in Psychology» (2025), проанализировало данные национального опроса, чтобы изучить, как семейная дисфункция и стресс, связанный с воспитанием, влияют на вовлеченность детей в буллинг, и может ли поддержка со стороны соседей смягчить эти эффекты.

Исследователи обнаружили, что дети из более дисфункциональных семей были значительно более склонны к вовлеченности в буллинг, либо в качестве агрессоров, либо в качестве жертв. Однако исследование также показало, что supportive neighborhoods (поддерживающие соседские сообщества) могут ослабить эту вредную связь, подчеркивая важность community ties (соседских связей) для благополучия детей.

Влияние семейной дисфункции на психическое здоровье ребенка

Семейная дисфункция, такая как конфликты, проблемы с психическим здоровьем родителей или употребление психоактивных веществ, уже давно признана фактором риска эмоциональных и поведенческих трудностей у детей. В такой обстановке родители часто испытывают повышенный стресс и разочарование, что может подорвать качество их воспитания.

Этот стресс может снизить теплоту и последовательность в отношениях, повысить раздражительность и в конечном итоге повлиять на психическое здоровье детей. Эти трудности, в свою очередь, могут повысить вероятность вовлечения в буллинг, либо делая детей более агрессивными, либо оставляя их более уязвимыми для виктимизации (становления жертвой).

Методология исследования: национальный опрос и ключевые показатели

Чтобы изучить этот процесс, Чжоу и коллеги использовали данные Национального опроса о здоровье детей США (U.S. National Survey of Children’s Health, NSCH), собранные в период с 2020 по 2023 год. Их анализ включил более 114 000 детей в возрасте от 6 до 17 лет.

Родители предоставили информацию о семейных обстоятельствах, уровне собственного стресса, психическом здоровье своего ребенка, уровне поддержки со стороны соседей и о том, был ли их ребенок вовлечен в буллинг в течение прошлого года, либо в качестве агрессора, либо в качестве цели.

Выявленная цепь последствий

Результаты выявили четкую цепь эффектов. Семейная дисфункция предсказывала более высокий родительский стресс, который, в свою очередь, был связан с ухудшением психического здоровья ребенка. Дети с большими трудностями в области психического здоровья затем с большей вероятностью вовлекались в буллинг.

Этот последовательный путь позволяет предположить, что семейный стресс перетекает в детско-родительские отношения, подрывает психологическую устойчивость детей и в конечном итоге проявляется во взаимодействии со сверстниками.

Ключевая роль соседской поддержки

Что особенно важно, исследование обнаружило, что поддержка соседей смягчала эту цепную реакцию. В сообществах, где родители сообщали о сильной сплоченности и взаимном доверии между соседями, негативное влияние родительского стресса на психическое здоровье детей было слабее. В результате путь от семейной дисфункции к буллингу был менее выраженным.

И наоборот, в районах с небольшой поддержкой дети несли на себе всю тяжесть семейного стресса, что делало их более уязвимыми для вовлечения в буллинг.

Эта картина отражает экологическую теорию систем Бронфенбреннера, которая подчеркивает, как развитие ребенка формируется не только семейной жизнью, но и более широким контекстом сообщества.

Практические implications (последствия) для общества

Для широкой общественности эти результаты подчеркивают, насколько взаимосвязаны семейная и общественная жизнь в формировании социальных outcomes (результатов) детей. С буллингом часто обращаются как с индивидуальной или школьной проблемой, но это исследование предполагает, что interventions (вмешательства) также должны addressing (учитывать) более широкие контексты, в которых растут дети.

Программы, которые поддерживают родителей в условиях стресса, улучшают психическое здоровье детей и укрепляют соседские связи, могут в совокупности снизить риск буллинга.

Потенциал community-based (основанных на сообществе) подходов

Это исследование также highlights (подчеркивает) потенциал community-based approaches (подходов, основанных на сообществе). Инициативы, которые build trust (строят доверие) между соседями, создают safe spaces (безопасные пространства) для детей и поощряют взаимную поддержку, могут действовать как buffers (буферы) против effects (последствий) семейной дисфункции.

Для родителей, которые чувствуют себя overwhelmed (перегруженными), даже небольшие акты поддержки со стороны соседей — например, присмотр за детьми друг друга — могут иметь измеримое значение для снижения семейного стресса и улучшения благополучия детей.

Ограничения исследования и будущие направления

Исследование не без limitations (ограничений). Поскольку оно опиралось на cross-sectional (одномоментные) данные опроса, результаты не могут доказать causation (причинно-следственную связь). Возможно, например, что вовлеченность детей в буллинг способствует семейному стрессу, а не наоборот. Замеры также основывались на отчетах родителей, которые могут преуменьшать переживания, связанные с буллингом.

Будущие исследования выиграли бы от longitudinal studies (лонгитюдных исследований, проводимых в течение длительного времени) и multiple sources (множественных источников) информации, включая учителей и сверстников.

Заключение: необходимость многоуровневого подхода

Даже с этими оговорками результаты предлагают ценную перспективу на более широкую социальную экологию буллинга. Они предполагают, что для эффективного решения проблемы требуется multilevel approach (многоуровневый подход): снижение семейной дисфункции, поддержка родителей, решение проблем психического здоровья детей и укрепление соседских связей.

В конечном счете, буллинг — это не просто вопрос индивидуального поведения, а отражение сред, в которых дети живут и растут. Создавая более здоровые семьи и более supportive neighborhoods (поддерживающие соседские сообщества), общество может помочь защитить детей от каскадных эффектов стресса, которые слишком часто заканчиваются агрессией со стороны сверстников.

Цитирование: Zhou, Q., Lin, C., & Guo, X. (2025). Family dysfunction, parenting stress, and child mental health: Associations with bullying involvement and the moderating role of neighborhood support. Frontiers in Psychology, 16, 1644696. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2025.1644696

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода