Как образование влияет на психологическое благополучие: 20-летнее исследование

Как образование влияет на психологическое благополучие: 20-летнее исследование

Интересное сегодня

Как временные и рискованные предпочтения влияют на контроль ...

Введение в проблему диабета и роль поведенческих факторов Диабет является одной из ведущих причин см...

Как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) помогает при соци...

Как КПТ помогает при социальной тревожности? Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) помогает при соц...

Как тяжесть последствий влияет на прогнозы погоды: исследова...

Введение Эффективное принятие решений требует оценки как полезности действий, так и вероятности их п...

Могут ли два человека с тревожным типом привязанности успешн...

Могут ли два человека с тревожным типом привязанности успешно встречаться? Хотя отношения между двум...

Адаптация речевого моторного контроля: новые результаты иссл...

Введение В данной статье рассматривается адаптация речевого моторного контроля, а именно изменения в...

Эмоциональный интеллект в спорте: как разные виды спорта вли...

Введение Конкурирующий спорт - это контекст, известный своей высокой эмоциональной интенсивностью, г...

figure 1
figure 1
figure 2
figure 2
Thumbnail 1
Thumbnail 2
Thumbnail 3
Thumbnail 4
Thumbnail 5
Оригинал исследования на сайте автора
Читать короткую версию
Кликните еще раз для перехода

Введение

Высшее образование становится все более важным фактором для долгой и здоровой жизни в США. Взрослые американцы без четырехлетнего высшего образования сталкиваются с меньшими экономическими и карьерными возможностями, имеют меньше политического влияния, чаще болеют и живут меньше по сравнению с теми, кто имеет высшее образование. Несмотря на то, что различия в доходах, возможностях трудоустройства, здоровье и продолжительности жизни между людьми с разным уровнем образования существуют уже давно, в последние годы этот разрыв только увеличивается.

Настоящее исследование фокусируется на эвдемоническом благополучии — многомерном понятии, которое отражает стремление человека к позитивному функционированию, реализацию своего потенциала и личностный рост. Эвдемоническое благополучие включает такие аспекты, как:

  • Цель в жизни — наличие смысла и направленности.
  • Личностный рост — постоянное развитие и самосовершенствование.
  • Позитивные отношения с другими — теплые и удовлетворяющие социальные связи.
  • Управление окружающей средой — способность эффективно справляться с жизненными ситуациями.
  • Автономия — жизнь в соответствии со своими убеждениями.
  • Самопринятие — позитивное отношение к себе.

Методология исследования

Исследование основано на данных национального лонгитюдного исследования MIDUS (Midlife in the United States), которое охватило три волны сбора данных за 20 лет (1995–2015). В выборку вошли 6908 взрослых в возрасте от 25 до 74 лет на момент начала исследования.

Основные гипотезы:

  • Люди с более низким уровнем образования будут демонстрировать более выраженное снижение психологического благополучия по сравнению с теми, у кого есть высшее образование.
  • Возрастные различия будут проявляться в разных аспектах благополучия: например, пожилые люди могут показывать рост в управлении окружающей средой, но снижение в личностном росте.

Для анализа использовались многоуровневые модели, учитывающие внутриличностные изменения и влияние таких факторов, как доход, занятость и хронические заболевания.

Результаты и выводы

Результаты исследования подтвердили, что уровень образования играет ключевую роль в долгосрочной динамике психологического благополучия:

  • Люди со средним образованием или ниже демонстрировали устойчиво более низкие показатели по всем шести аспектам благополучия по сравнению с теми, у кого было высшее образование.
  • Наибольшие различия наблюдались в таких аспектах, как личностный рост, автономия и управление окружающей средой.
  • Цель в жизни снижалась у всех возрастных групп, но наиболее резкое падение наблюдалось у людей с высшим образованием.

Возрастные различия также оказались значимыми:

  • Пожилые люди (61+ лет) демонстрировали более резкое снижение автономии, управления окружающей средой и личностного роста по сравнению с молодыми и людьми среднего возраста.
  • Самопринятие сильнее всего снижалось у молодых взрослых.
  • Позитивные отношения с другими улучшались у людей среднего и пожилого возраста.

Эти результаты подчеркивают, что структурное неравенство в образовании может усиливать психологическую уязвимость на протяжении всей жизни. Будущие исследования должны изучить, как эти тенденции влияют на здоровье и продолжительность жизни.

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода