Как образование влияет на психологическое благополучие: 20-летнее исследование

Как образование влияет на психологическое благополучие: 20-летнее исследование

Интересное сегодня

Как избавиться от «отвращения» в отношениях: что это такое и...

Бывало ли у вас такое, что вы были без ума от кого-то, но вдруг почувствовали необъяснимое отвращени...

Стресс родителей детей с нейроразвивающими расстройствами

Введение Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и расстройство аутистического спектра (Р...

Как тревога и апатия влияют на принятие решений: новое иссле...

Как эмоции влияют на наши решения Принятие решений в условиях неопределенности — неотъемлемая часть ...

Влияние Военных Переживаний на Психическое Здоровье Жителей ...

Введение 7 октября 2023 года в южном Израиле произошла масштабная атака, которая привела к значитель...

Измерение привязанности к месту среди подростков: Разработка...

Введение Часто подростки сталкиваются с проблемами идентичности и социального признания, что делает ...

Как построить здоровое обязательство в отношениях

Введение «Отношение похоже на сад. Если за ним не ухаживать, сорняки захватят его.» — Неизвестный Чт...

figure 1
figure 1
figure 2
figure 2
Thumbnail 1
Thumbnail 2
Thumbnail 3
Thumbnail 4
Thumbnail 5

Введение

Высшее образование становится все более важным фактором для долгой и здоровой жизни в США. Взрослые американцы без четырехлетнего высшего образования сталкиваются с меньшими экономическими и карьерными возможностями, имеют меньше политического влияния, чаще болеют и живут меньше по сравнению с теми, кто имеет высшее образование. Несмотря на то, что различия в доходах, возможностях трудоустройства, здоровье и продолжительности жизни между людьми с разным уровнем образования существуют уже давно, в последние годы этот разрыв только увеличивается.

Настоящее исследование фокусируется на эвдемоническом благополучии — многомерном понятии, которое отражает стремление человека к позитивному функционированию, реализацию своего потенциала и личностный рост. Эвдемоническое благополучие включает такие аспекты, как:

  • Цель в жизни — наличие смысла и направленности.
  • Личностный рост — постоянное развитие и самосовершенствование.
  • Позитивные отношения с другими — теплые и удовлетворяющие социальные связи.
  • Управление окружающей средой — способность эффективно справляться с жизненными ситуациями.
  • Автономия — жизнь в соответствии со своими убеждениями.
  • Самопринятие — позитивное отношение к себе.

Методология исследования

Исследование основано на данных национального лонгитюдного исследования MIDUS (Midlife in the United States), которое охватило три волны сбора данных за 20 лет (1995–2015). В выборку вошли 6908 взрослых в возрасте от 25 до 74 лет на момент начала исследования.

Основные гипотезы:

  • Люди с более низким уровнем образования будут демонстрировать более выраженное снижение психологического благополучия по сравнению с теми, у кого есть высшее образование.
  • Возрастные различия будут проявляться в разных аспектах благополучия: например, пожилые люди могут показывать рост в управлении окружающей средой, но снижение в личностном росте.

Для анализа использовались многоуровневые модели, учитывающие внутриличностные изменения и влияние таких факторов, как доход, занятость и хронические заболевания.

Результаты и выводы

Результаты исследования подтвердили, что уровень образования играет ключевую роль в долгосрочной динамике психологического благополучия:

  • Люди со средним образованием или ниже демонстрировали устойчиво более низкие показатели по всем шести аспектам благополучия по сравнению с теми, у кого было высшее образование.
  • Наибольшие различия наблюдались в таких аспектах, как личностный рост, автономия и управление окружающей средой.
  • Цель в жизни снижалась у всех возрастных групп, но наиболее резкое падение наблюдалось у людей с высшим образованием.

Возрастные различия также оказались значимыми:

  • Пожилые люди (61+ лет) демонстрировали более резкое снижение автономии, управления окружающей средой и личностного роста по сравнению с молодыми и людьми среднего возраста.
  • Самопринятие сильнее всего снижалось у молодых взрослых.
  • Позитивные отношения с другими улучшались у людей среднего и пожилого возраста.

Эти результаты подчеркивают, что структурное неравенство в образовании может усиливать психологическую уязвимость на протяжении всей жизни. Будущие исследования должны изучить, как эти тенденции влияют на здоровье и продолжительность жизни.

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода