
Интересное сегодня
Факторы риска и защиты когнитивного спада: различия в средне...
Когнитивное старение и его разнообразиеВсемирная организация здравоохранения (ВОЗ) подчеркивает разн...
Предпочтения возрастного разрыва в романтических отношениях
ВведениеМногие люди выбирают партнеров примерно своего возраста, но некоторые предпочитают партнеров...
Биомаркер депрессии: Как расширенная сеть значимости изменяе...
ВведениеНедавно исследователи выявили новый биомаркер, который может кардинально изменить подходы к ...
Дети родителей с шизофренией или биполярным расстройством: р...
Дети родителей с шизофренией или биполярным расстройством: риски и защитные факторы Новое долгосроч...
Роль перфекционизма в родительском участии и спортивных дост...
Введение Спорт играет ключевую роль в формировании идентичности и личности детей и подростков. Социа...
Страх прогрессирования и стратегии совладания среди малайзий...
Введение Рак молочной железы (РМЖ) является наиболее распространенным видом рака среди женщин в мире...
Основные выводы исследования
Исследование было направлено на изучение того, как тренировка осознанности влияет на восприятие позитивных переживаний во время стресса. В ходе рандомизированного контролируемого исследования (РКИ) 153 взрослых участника были разделены на три группы: группа осознанности с принятием, группа осознанности без принятия и контрольная группа, использующая стандартные стратегии совладания со стрессом.
Результаты
- Участники, прошедшие тренировку осознанности с принятием, замечали значительно больше позитивных моментов во время стрессового задания по сравнению с другими группами.
- Не было обнаружено значительных различий в восприятии негативных переживаний между группами.
- Увеличение позитивных переживаний во время стресса коррелировало с улучшением общего эмоционального фона в повседневной жизни.
Почему это важно?
Осознанность (англ. mindfulness) — это практика поддержания внимания к текущему моменту без осуждения. Предыдущие исследования показали, что осознанность помогает снижать уровень стресса и усиливать позитивные эмоции. Однако оставалось неясным, как именно осознанность влияет на восприятие эмоций в условиях острого стресса.
«Стресс обычно сужает внимание, заставляя людей замечать в основном негативные аспекты ситуации. Наше исследование показывает, что осознанность с принятием может расширить это восприятие, позволяя видеть и позитивные моменты», — объясняют авторы.
Методология исследования
Участники
В исследовании приняли участие 153 взрослых человека со средним возрастом 32 года. Большинство составляли женщины (67%), а этнический состав включал белых (53%), чернокожих (22%) и азиатов (22%). Участники имели как минимум некоторое высшее образование.
Процедура
- Рандомизация: Участники были случайным образом распределены в одну из трех групп.
- Тренировка: В течение двух недель участники проходили ежедневные 20-минутные аудиозанятия через приложение.
- Стресс-тест: После тренировки участники прошли модифицированный Трирский социальный стресс-тест (англ. Trier Social Stress Test, TSST), включающий подготовку к выступлению и выполнение сложных арифметических задач под критической оценкой.
Ключевые выводы
Главный вывод исследования заключается в том, что осознанность, дополненная практикой принятия, помогает людям замечать позитивные аспекты даже в стрессовых ситуациях. Это отличает данный подход от традиционных методов управления стрессом, которые часто фокусируются только на снижении негативных эмоций.
Практическое применение
- Включение осознанности в программы управления стрессом на работе или в учебных заведениях.
- Использование практик принятия в психотерапии для улучшения эмоциональной устойчивости клиентов.
Ограничения исследования
- Кратковременность наблюдения — отсутствие долгосрочных данных.
- Ограниченная выборка (преимущественно женщины с высшим образованием).
- Использование самоотчетов, что может влиять на объективность результатов.
Вопросы для размышления
- Как могут отличаться эффекты осознанности от других психологических практик?
- Может ли акцент на позитивных переживаниях иногда мешать конструктивному решению проблем?
- Как результаты могли бы измениться при участии людей из разных социально-экономических групп?