
Интересное сегодня
Генетические и экологические факторы, влияющие на благополуч...
По состоянию на апрель 2023 года в мире насчитывается 4,80 миллиарда пользователей социальных сетей,...
Факторы риска рецидива туберкулеза с множественной лекарстве...
Проблема МЛУ-ТБ в глобальном и региональном контекстеТуберкулез с множественной лекарственной устойч...
Анализ языка в детской литературе: Как книги формируют предс...
Травлю и агрессивное поведение в детском возрасте можно считать важными социальными и развивающимися...
Генетические основы синдрома хрупкой X: диагностика и выявле...
Введение Синдром хрупкой X (SXH) является ведущей наследственной причиной умственной отсталости (Cra...
Как гиперфокус при СДВГ влияет на отношения: плюсы, минусы и...
Что такое гиперфокус при СДВГ в отношениях Гиперфокус при СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперакт...
Индивидуальные черты в играх: отклонение от Нэша в повторяющ...
Актуальность исследования Современная психиатрическая нозология основывается на наблюдаемых и самоза...
Основные выводы исследования
Исследование было направлено на изучение того, как тренировка осознанности влияет на восприятие позитивных переживаний во время стресса. В ходе рандомизированного контролируемого исследования (РКИ) 153 взрослых участника были разделены на три группы: группа осознанности с принятием, группа осознанности без принятия и контрольная группа, использующая стандартные стратегии совладания со стрессом.
Результаты
- Участники, прошедшие тренировку осознанности с принятием, замечали значительно больше позитивных моментов во время стрессового задания по сравнению с другими группами.
- Не было обнаружено значительных различий в восприятии негативных переживаний между группами.
- Увеличение позитивных переживаний во время стресса коррелировало с улучшением общего эмоционального фона в повседневной жизни.
Почему это важно?
Осознанность (англ. mindfulness) — это практика поддержания внимания к текущему моменту без осуждения. Предыдущие исследования показали, что осознанность помогает снижать уровень стресса и усиливать позитивные эмоции. Однако оставалось неясным, как именно осознанность влияет на восприятие эмоций в условиях острого стресса.
«Стресс обычно сужает внимание, заставляя людей замечать в основном негативные аспекты ситуации. Наше исследование показывает, что осознанность с принятием может расширить это восприятие, позволяя видеть и позитивные моменты», — объясняют авторы.
Методология исследования
Участники
В исследовании приняли участие 153 взрослых человека со средним возрастом 32 года. Большинство составляли женщины (67%), а этнический состав включал белых (53%), чернокожих (22%) и азиатов (22%). Участники имели как минимум некоторое высшее образование.
Процедура
- Рандомизация: Участники были случайным образом распределены в одну из трех групп.
- Тренировка: В течение двух недель участники проходили ежедневные 20-минутные аудиозанятия через приложение.
- Стресс-тест: После тренировки участники прошли модифицированный Трирский социальный стресс-тест (англ. Trier Social Stress Test, TSST), включающий подготовку к выступлению и выполнение сложных арифметических задач под критической оценкой.
Ключевые выводы
Главный вывод исследования заключается в том, что осознанность, дополненная практикой принятия, помогает людям замечать позитивные аспекты даже в стрессовых ситуациях. Это отличает данный подход от традиционных методов управления стрессом, которые часто фокусируются только на снижении негативных эмоций.
Практическое применение
- Включение осознанности в программы управления стрессом на работе или в учебных заведениях.
- Использование практик принятия в психотерапии для улучшения эмоциональной устойчивости клиентов.
Ограничения исследования
- Кратковременность наблюдения — отсутствие долгосрочных данных.
- Ограниченная выборка (преимущественно женщины с высшим образованием).
- Использование самоотчетов, что может влиять на объективность результатов.
Вопросы для размышления
- Как могут отличаться эффекты осознанности от других психологических практик?
- Может ли акцент на позитивных переживаниях иногда мешать конструктивному решению проблем?
- Как результаты могли бы измениться при участии людей из разных социально-экономических групп?