Эксперимент Павлова с собаками и теория классического обусловливания

Эксперимент Павлова с собаками и теория классического обусловливания

Интересное сегодня

Хроническая гипонатриемия вызывает тревожность: исследование...

Гипонатриемия — состояние, при котором концентрация натрия в крови опускается ниже нормы, — долгое в...

Сложности одиночества на Новый год

Сложности одиночества на Новый годПарни и девушки часто говорят, что их планы на Новый год действите...

Краткая форма анкетирования лидерских добродетелей: адаптаци...

ВведениеЭтические скандалы, произошедшие в недавнем прошлом, укрепили необходимость соблюдения этики...

Эффективность общения: аутисты и неаутисты на одном уровне

Краткий экскурс в исследование Недавнее исследование, проведенное учеными из Эдинбургского университ...

Хроническое воспаление мозга и его связь с повторяющимися по...

Введение Недавние исследования показали, что хроническое воспаление мозга может напрямую прив...

Методы исследования поведения: Надежность метрик обучения на...

Методы исследования поведения: Надежность метрик обучения В статье, опубликованной в ...

Эксперимент Павлова с собаками
Эксперимент Павлова с собаками
Thumbnail 1
Оригинал исследования на сайте автора

Эксперимент Павлова с собаками и классическое обусловливание

Как и многие великие научные открытия, классическое обусловливание (также известное как павловское обусловливание) было обнаружено случайно. Иван Петрович Павлов (1849–1936) был физиологом, а не психологом.

Открытие условного рефлекса

В 1890-х годах Павлов исследовал слюноотделение у собак в ответ на кормление. Он вставлял небольшую пробирку в щеку каждой собаки, чтобы измерить количество слюны, когда животных кормили (мясным порошком).

Павлов ожидал, что собаки будут выделять слюну в ответ на еду, но заметил, что они начинали это делать уже при звуке шагов его ассистента, который приносил им пищу.

Когда Павлов обнаружил, что любой объект или событие, которое собаки научились ассоциировать с едой (например, лаборант), вызывает такую же реакцию, он понял, что совершил важное научное открытие. В результате он посвятил остаток своей карьеры изучению этого типа научения.

Теория классического обусловливания

Теория научения Павлова, известная как классическое обусловливание или павловское обусловливание, утверждает, что поведение может формироваться через ассоциацию между различными стимулами.

Классическое обусловливание (позже развитое Уотсоном в 1913 году) включает в себя научение ассоциировать безусловный стимул, который уже вызывает определенную реакцию (например, рефлекс), с новым (условным) стимулом, так что новый стимул начинает вызывать ту же реакцию.

Термины Павлова

  • Нейтральный стимул (НС): Стимул, который изначально не вызывает конкретной реакции или рефлекторного действия. Например, в эксперименте Павлова звук метронома изначально был нейтральным стимулом, так как не вызывал слюноотделения у собак.
  • Безусловный стимул (БС): Стимул, который естественным и автоматическим образом вызывает реакцию без необходимости научения. В эксперименте Павлова еда была безусловным стимулом, так как автоматически вызывала слюноотделение.
  • Условный стимул (УС): Ранее нейтральный стимул, который после многократного сочетания с безусловным стимулом начинает вызывать условную реакцию. Например, метроном стал условным стимулом, когда собаки научились ассоциировать его с едой.
  • Условная реакция (УР): Выученная реакция на условный стимул. Она обычно похожа на безусловную реакцию, но вызывается условным стимулом вместо безусловного. В эксперименте Павлова слюноотделение в ответ на метроном было условной реакцией.
  • Безусловная реакция (БР): Автоматическая, врожденная реакция на безусловный стимул. Она не требует научения. Например, автоматическое слюноотделение у собак в ответ на еду.

Эксперимент Павлова с собаками

Павлов (1902) исходил из идеи, что некоторые вещи собаке не нужно учить. Например, собаки не учатся выделять слюну при виде еды — этот рефлекс «встроен» в них.

Павлов показал, что собак можно научить выделять слюну при звуке метронома, если этот звук многократно совпадал с подачей еды.

Собаки находились в изолированных условиях, закрепленные в специальных станках. Перед ними размещалась миска с едой, а устройство измеряло частоту выделения слюны.

Этапы эксперимента

  1. Безусловная реакция: Собакам давали еду, и они выделяли слюну. Еда была безусловным стимулом, а слюноотделение — безусловной реакцией.
  2. Нейтральный стимул: Павлов использовал метроном как нейтральный стимул. Сам по себе он не вызывал реакции.
  3. Обусловливание: Метроном звучал непосредственно перед подачей еды. После нескольких повторений собаки начали выделять слюну уже при звуке метронома.
  4. Результат: Метроном стал условным стимулом, вызывающим условную реакцию (слюноотделение).

Дополнительные принципы

  • Временная смежность: Для формирования ассоциации два стимула должны предъявляться близко по времени.
  • Угасание: Если условный стимул (метроном) многократно предъявляется без безусловного (еды), условная реакция ослабевает и исчезает.
  • Спонтанное восстановление: После угасания условная реакция может ненадолго вернуться при предъявлении стимула.
  • Генерализация: Собаки реагировали не только на метроном, но и на похожие звуки (например, звонок).

Влияние исследований Павлова

Работа Павлова заложила основы бихевиоризма, повлияла на терапевтические методы и маркетинг.

Применение в психологии

  • Бихевиоризм: Классическое обусловливание объясняет многие формы поведения, от фобий до пищевых предпочтений.
  • Терапия: Методы, основанные на обусловливании (например, систематическая десенсибилизация), используются для лечения фобий и ПТСР.
  • Эксперимент «Маленький Альберт»: Уотсон (1920) показал, что эмоциональные реакции можно обусловливать у людей.
  • Образование: Принципы повторения и заучивания основаны на обусловливании.
  • Маркетинг: Бренды создают положительные ассоциации (например, приятная музыка), чтобы вызвать у потребителей нужные эмоции.

Критическая оценка

Традиционное описание классического обусловливания как простой ассоциации между стимулами упускает его адаптивную функцию (Domjan, 2005).

Современные исследования (Rescorla, 1988; Honey et al., 2020) показывают, что обусловливание — это сложный процесс формирования ментальных представлений о мире.

«Традиционные описания павловского обусловливания как простого вызова одной реакцией другой — неадекватны и вводят в заблуждение» (Rescorla, 1988).

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода