Эксперимент Павлова с собаками и теория классического обусловливания

Эксперимент Павлова с собаками и теория классического обусловливания

Интересное сегодня

Как математические стратегии помогут в решении повседневных ...

Введение Математики преуспевают в обработке сложности и неопределенности. Стратегии математического ...

Эффективность эскетамина при гипотензии у женщин с тревогой ...

Введение Гипотензия, вызванная спинальной анестезией, является частым осложнением при кесаревом сече...

Сексуальная удовлетворенность у выживших после рака: факторы...

Введение С развитием раннего выявления и лечения рака, а также в связи со старением и ростом населен...

Роль когнитивных усилий в регуляции эмоций: этапы, влияние и...

Введение в регуляцию эмоций и когнитивные усилия Психологи давно интересуются стратегиями, которые i...

Как неоптимальное принятие решений влияет на социальные проб...

Введение Более половины детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) испытывают труд...

Как принимать решения: интуиция или анализ?

Как мы принимаем решения каждый деньПовседневные решения влияют на все аспекты нашей жизни — от выбо...

Эксперимент Павлова с собаками
Эксперимент Павлова с собаками
Thumbnail 1
Оригинал исследования на сайте автора
Читать короткую версию
Кликните еще раз для перехода

Эксперимент Павлова с собаками и классическое обусловливание

Как и многие великие научные открытия, классическое обусловливание (также известное как павловское обусловливание) было обнаружено случайно. Иван Петрович Павлов (1849–1936) был физиологом, а не психологом.

Открытие условного рефлекса

В 1890-х годах Павлов исследовал слюноотделение у собак в ответ на кормление. Он вставлял небольшую пробирку в щеку каждой собаки, чтобы измерить количество слюны, когда животных кормили (мясным порошком).

Павлов ожидал, что собаки будут выделять слюну в ответ на еду, но заметил, что они начинали это делать уже при звуке шагов его ассистента, который приносил им пищу.

Когда Павлов обнаружил, что любой объект или событие, которое собаки научились ассоциировать с едой (например, лаборант), вызывает такую же реакцию, он понял, что совершил важное научное открытие. В результате он посвятил остаток своей карьеры изучению этого типа научения.

Теория классического обусловливания

Теория научения Павлова, известная как классическое обусловливание или павловское обусловливание, утверждает, что поведение может формироваться через ассоциацию между различными стимулами.

Классическое обусловливание (позже развитое Уотсоном в 1913 году) включает в себя научение ассоциировать безусловный стимул, который уже вызывает определенную реакцию (например, рефлекс), с новым (условным) стимулом, так что новый стимул начинает вызывать ту же реакцию.

Термины Павлова

  • Нейтральный стимул (НС): Стимул, который изначально не вызывает конкретной реакции или рефлекторного действия. Например, в эксперименте Павлова звук метронома изначально был нейтральным стимулом, так как не вызывал слюноотделения у собак.
  • Безусловный стимул (БС): Стимул, который естественным и автоматическим образом вызывает реакцию без необходимости научения. В эксперименте Павлова еда была безусловным стимулом, так как автоматически вызывала слюноотделение.
  • Условный стимул (УС): Ранее нейтральный стимул, который после многократного сочетания с безусловным стимулом начинает вызывать условную реакцию. Например, метроном стал условным стимулом, когда собаки научились ассоциировать его с едой.
  • Условная реакция (УР): Выученная реакция на условный стимул. Она обычно похожа на безусловную реакцию, но вызывается условным стимулом вместо безусловного. В эксперименте Павлова слюноотделение в ответ на метроном было условной реакцией.
  • Безусловная реакция (БР): Автоматическая, врожденная реакция на безусловный стимул. Она не требует научения. Например, автоматическое слюноотделение у собак в ответ на еду.

Эксперимент Павлова с собаками

Павлов (1902) исходил из идеи, что некоторые вещи собаке не нужно учить. Например, собаки не учатся выделять слюну при виде еды — этот рефлекс «встроен» в них.

Павлов показал, что собак можно научить выделять слюну при звуке метронома, если этот звук многократно совпадал с подачей еды.

Собаки находились в изолированных условиях, закрепленные в специальных станках. Перед ними размещалась миска с едой, а устройство измеряло частоту выделения слюны.

Этапы эксперимента

  1. Безусловная реакция: Собакам давали еду, и они выделяли слюну. Еда была безусловным стимулом, а слюноотделение — безусловной реакцией.
  2. Нейтральный стимул: Павлов использовал метроном как нейтральный стимул. Сам по себе он не вызывал реакции.
  3. Обусловливание: Метроном звучал непосредственно перед подачей еды. После нескольких повторений собаки начали выделять слюну уже при звуке метронома.
  4. Результат: Метроном стал условным стимулом, вызывающим условную реакцию (слюноотделение).

Дополнительные принципы

  • Временная смежность: Для формирования ассоциации два стимула должны предъявляться близко по времени.
  • Угасание: Если условный стимул (метроном) многократно предъявляется без безусловного (еды), условная реакция ослабевает и исчезает.
  • Спонтанное восстановление: После угасания условная реакция может ненадолго вернуться при предъявлении стимула.
  • Генерализация: Собаки реагировали не только на метроном, но и на похожие звуки (например, звонок).

Влияние исследований Павлова

Работа Павлова заложила основы бихевиоризма, повлияла на терапевтические методы и маркетинг.

Применение в психологии

  • Бихевиоризм: Классическое обусловливание объясняет многие формы поведения, от фобий до пищевых предпочтений.
  • Терапия: Методы, основанные на обусловливании (например, систематическая десенсибилизация), используются для лечения фобий и ПТСР.
  • Эксперимент «Маленький Альберт»: Уотсон (1920) показал, что эмоциональные реакции можно обусловливать у людей.
  • Образование: Принципы повторения и заучивания основаны на обусловливании.
  • Маркетинг: Бренды создают положительные ассоциации (например, приятная музыка), чтобы вызвать у потребителей нужные эмоции.

Критическая оценка

Традиционное описание классического обусловливания как простой ассоциации между стимулами упускает его адаптивную функцию (Domjan, 2005).

Современные исследования (Rescorla, 1988; Honey et al., 2020) показывают, что обусловливание — это сложный процесс формирования ментальных представлений о мире.

«Традиционные описания павловского обусловливания как простого вызова одной реакцией другой — неадекватны и вводят в заблуждение» (Rescorla, 1988).

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода

Аквамастер Спрей Назальный 0,65% 50 мл - Купить в аптеке

Аквамастер Спрей Назальный 0,65% — эффективное средство для увлажнения и очищения слизистой носа. Из...

Синтомицин Линимент 10% 25 г купить в аптеке

Синтомицин Линимент 10% в тубе 25 г — наружное антибактериальное средство широкого спектра. Эффектив...

Глицин 100 мг №50 для мозга, спокойствия и сна

Глицин 100 мг №50 — средство для поддержки работы мозга и нервной системы. Помогает снизить психоэмо...

Артрофлекс Капс №30 — капсулы для здоровья суставов и хрящей

Артрофлекс Капс №30 — современный препарат для поддержки здоровья суставов и хрящей. Капсулы способс...

Лейкопластырь бактерицидный 6×10 см №1 купить в аптеке

Лейкопластырь бактерицидный 6×10 см №1 — надежная защита и уход за поврежденной кожей. Помогает закр...

Левомицетин глазные капли 0,25% 5 мл — против инфекции

Левомицетин глазные капли 0,25% — эффективное лекарственное средство для лечения инфекций глаз, вызв...