Теория культивации в медиа: как телевидение формирует наше восприятие реальности

Теория культивации в медиа: как телевидение формирует наше восприятие реальности

Интересное сегодня

Теория привязанности Гарри Харлоу: эксперименты с макаками-р...

Теория привязанности Гарри Харлоу Гарри Харлоу (1958) хотел изучить механизмы, с помощью которых нов...

База данных изображений PiCS: Моделирование и валидация сход...

Сходство играет важную роль во многих аспектах визуального восприятия, влияя на то, как мы находим и...

Проблемы и выводы переноса принципов исследований лабиринтов...

Введение Способность определять местоположения, ориентиры и цели является одним из основных когнитив...

Терапевтическая фотография для улучшения благополучия аутичн...

Терапевтическая фотография показывает перспективы для улучшения благополучия аутичной молодежи Все ...

Как измерить словарный запас: адаптивный тест для польского ...

Введение Размер словарного запаса — ключевой показатель языковой компетенции, влияющий на понимание ...

Искусственный интеллект научился различать типы нейронов: пр...

Прорыв в нейронауке: ИИ научился различать типы нейронов Крупное открытие в области нейронауки стало...

Молодой человек держит пульт от телевизора. Руки указывают на экран, включают или выключают его, переключают каналы. Просмотр ТВ на диване в гостиной, отдых.
Молодой человек держит пульт от телевизора. Руки указывают на экран, включают или выключают его, переключают каналы. Просмотр ТВ на диване в гостиной, отдых.
Thumbnail 1
Оригинал исследования на сайте автора

Что такое теория культивации?

Теория культивации — это социологическая и коммуникационная концепция, утверждающая, что длительное воздействие медиа (особенно телевидения) формирует у зрителей определённое восприятие мира и влияет на их поведение (Nabi & Riddle, 2008).

Теория была разработана в 1960-х годах американским профессором венгерского происхождения Джорджем Гербнером в рамках проекта «Культурные индикаторы» (Cultural Indicators Project) для изучения влияния телевидения на аудиторию (Gerbner, 1969).

Основные положения теории

  • Телевидение стабилизирует и унифицирует взгляды общества.
  • Дети, смотрящие коммерческое ТВ, чаще формируют стереотипные представления о гендерных ролях.
  • Особое внимание уделялось воздействию сцен насилия на зрителей (Settle, 2018).

Теория культивации и телевидение

Гербнер выделял телевидение как уникальный медиаканал благодаря его визуально-аудиальному формату, доступности и нарративной привлекательности (Gerbner et al., 1978).

Ключевые предположения

  1. Телевидение универсально — не требует грамотности и доступно почти всем.
  2. Телевидение влияет на мышление — формирует стандарты суждений и представления о жизни (Gerbner & Gross, 1972).
  3. Эффекты телевидения ограничены — его воздействие проявляется постепенно, а не мгновенно (West & Turner, 2014).

Синдром злого мира

Гербнер ввёл термин «синдром злого мира» (mean world syndrome) для описания когнитивного искажения, при котором зрители, потребляющие контент с насилием, начинают воспринимать мир как более опасный, чем он есть (Gerbner, 1980).

Регулярные зрители violent-контента чаще испытывают страх, пессимизм и тревогу, тогда как мало смотрящие ТВ считают мир безопаснее (Vinney, 2020).

Мейнстриминг и резонанс

Для уточнения теории Гербнер ввёл понятия:

Мейнстриминг

Процесс, при котором длительный просмотр ТВ стирает различия между группами, создавая единое mainstream-восприятие (Griffin, 2012).

Резонанс

Усиление эффекта культивации, когда телевизионные сюжеты совпадают с реальным опытом зрителей (Gerbner, 1998). Например, жертвы преступлений после просмотра violent-контента требуют усиления мер безопасности.

Исследования

Современные учёные изучают культивацию в:

  • Видеоиграх (Williams, 2006)
  • Музыкальных клипах (Beullens et al., 2012)
  • Соцсетях (Croucher, 2011)

Критика теории

Основные аргументы против:

  • Игнорирование когнитивных процессов (Berger, 2005)
  • Отрицание разнообразия телепрограмм (Newcomb, 1978)
  • Влияние личного опыта сильнее медиавоздействия (Chandler, 2011)

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода