
Интересное сегодня
Теория привязанности Гарри Харлоу: эксперименты с макаками-р...
Теория привязанности Гарри Харлоу Гарри Харлоу (1958) хотел изучить механизмы, с помощью которых нов...
База данных изображений PiCS: Моделирование и валидация сход...
Сходство играет важную роль во многих аспектах визуального восприятия, влияя на то, как мы находим и...
Проблемы и выводы переноса принципов исследований лабиринтов...
Введение Способность определять местоположения, ориентиры и цели является одним из основных когнитив...
Терапевтическая фотография для улучшения благополучия аутичн...
Терапевтическая фотография показывает перспективы для улучшения благополучия аутичной молодежи Все ...
Как измерить словарный запас: адаптивный тест для польского ...
Введение Размер словарного запаса — ключевой показатель языковой компетенции, влияющий на понимание ...
Искусственный интеллект научился различать типы нейронов: пр...
Прорыв в нейронауке: ИИ научился различать типы нейронов Крупное открытие в области нейронауки стало...
Что такое теория культивации?
Теория культивации — это социологическая и коммуникационная концепция, утверждающая, что длительное воздействие медиа (особенно телевидения) формирует у зрителей определённое восприятие мира и влияет на их поведение (Nabi & Riddle, 2008).
Теория была разработана в 1960-х годах американским профессором венгерского происхождения Джорджем Гербнером в рамках проекта «Культурные индикаторы» (Cultural Indicators Project) для изучения влияния телевидения на аудиторию (Gerbner, 1969).
Основные положения теории
- Телевидение стабилизирует и унифицирует взгляды общества.
- Дети, смотрящие коммерческое ТВ, чаще формируют стереотипные представления о гендерных ролях.
- Особое внимание уделялось воздействию сцен насилия на зрителей (Settle, 2018).
Теория культивации и телевидение
Гербнер выделял телевидение как уникальный медиаканал благодаря его визуально-аудиальному формату, доступности и нарративной привлекательности (Gerbner et al., 1978).
Ключевые предположения
- Телевидение универсально — не требует грамотности и доступно почти всем.
- Телевидение влияет на мышление — формирует стандарты суждений и представления о жизни (Gerbner & Gross, 1972).
- Эффекты телевидения ограничены — его воздействие проявляется постепенно, а не мгновенно (West & Turner, 2014).
Синдром злого мира
Гербнер ввёл термин «синдром злого мира» (mean world syndrome) для описания когнитивного искажения, при котором зрители, потребляющие контент с насилием, начинают воспринимать мир как более опасный, чем он есть (Gerbner, 1980).
Регулярные зрители violent-контента чаще испытывают страх, пессимизм и тревогу, тогда как мало смотрящие ТВ считают мир безопаснее (Vinney, 2020).
Мейнстриминг и резонанс
Для уточнения теории Гербнер ввёл понятия:
Мейнстриминг
Процесс, при котором длительный просмотр ТВ стирает различия между группами, создавая единое mainstream-восприятие (Griffin, 2012).
Резонанс
Усиление эффекта культивации, когда телевизионные сюжеты совпадают с реальным опытом зрителей (Gerbner, 1998). Например, жертвы преступлений после просмотра violent-контента требуют усиления мер безопасности.
Исследования
Современные учёные изучают культивацию в:
- Видеоиграх (Williams, 2006)
- Музыкальных клипах (Beullens et al., 2012)
- Соцсетях (Croucher, 2011)
Критика теории
Основные аргументы против:
- Игнорирование когнитивных процессов (Berger, 2005)
- Отрицание разнообразия телепрограмм (Newcomb, 1978)
- Влияние личного опыта сильнее медиавоздействия (Chandler, 2011)