
Интересное сегодня
Влияние эмоциональной валентности на пространственный охват ...
Введение В мире, переполненном сенсорными стимулами, способность мозга приоритизировать релевантную ...
Связь между синдромом Дауна и аутистическим спектром: резуль...
Введение Синдром Дауна (СД) является наиболее распространённым генетическим расстройством, связанным...
Психология веры в фейковые новости: Как размышления влияют н...
Введение С ростом популярности социальных медиа как основного источника информации, распространеннос...
Эмоциональный интеллект в спорте: как разные виды спорта вли...
Введение Конкурирующий спорт - это контекст, известный своей высокой эмоциональной интенсивностью, г...
Влияние родительского контроля на питание подростков и их пс...
Введение Подростковый возраст, характерный периодом возрождения, является временем, когда индивидуум...
Идеальная модель наблюдателя для локализации звуковых источн...
Введение Локализация звукового источника требует от слушателя расшифровки направленной информации, в...
Введение
Многие любители искусства, включая меня, считают само собой разумеющимся, что искусство лучше воспринимается вживую и перед оригинальным произведением (Лохер и др., 1999; Пеловски и др., 2017). Несомненно, цифровая версия картины Ван Гога с подсолнухами не может передать яркость и текстуру оригинала, особенности, которые вызывают эстетическое воображение. Однако потенциальная проблема этой широко распространенной точки зрения заключается в том, что очевидные интуиции не являются фактическими доказательствами. То, что было верно 50 лет назад, может уже не соответствовать действительности, учитывая распространение и легкий доступ к изображениям цифрового искусства высокого разрешения.
Подход
Чтобы задать вопрос о том, как посещение музея и восприятие искусства вживую соотносятся с просмотром того же искусства на экране компьютера, необходимо иметь способ измерять влияние этого искусства. В рамках программы исследований мы разработали таксономию слов, которая охватывает диапазон потенциальных когнитивных и аффективных эстетических воздействий. Логика, лежащая в основе этой таксономии, заключается в том, что наличие нюансированного словаря помогает охарактеризовать сложные переживания (Кристенсен и др., 2023).
Применение словаря эстетического воздействия к восприятию искусства похоже на более привычную идею о том, что наличие сомелье, который предлагает дескрипторы такие как «нотки ягод» или «дубовая привкус», помогает дегустатору идентифицировать различные элементы вина, которое они пробуют. Наша таксономия состоит из 69 терминов, сгруппированных в 11 измерений: удовольствие, спокойствие, сострадание, гнев, расстройство, вызов, интерес, вдохновение, экстаз, просвещение и осознание. Эти 11 измерений можно далее статистически уменьшить до четырех широких категорий: положительное влияние, отрицательное влияние, интерес/погружение и возможность трансформации.
С этим инструментом измерения в нашем распоряжении мы можем вернуться к нашему исходному вопросу и выйти за рамки простого вопроса о том, нравится ли людям искусство больше или кажется ли оно им красивее в одном контексте, чем в другом, чтобы исследовать аффективные и когнитивные последствия искусства для них. Этот подход позволяет нам также спрашивать, есть ли разные пути к симпатии. Например, двое людей могут одинаково оценивать свою симпатию к картине, но один делает это, потому что она в основном вызывает у него чувство спокойствия, в то время как другой делает это, потому что она вдохновляет его.
Исследование
Мы провели часть исследования в двух известных художественных институтах в Филадельфии: Фонде Барнса и Музее археологии и антропологии Пенна. Первоначально были выбраны восемь картин в Фонде Барнса и восемь артефактов в Музее Пенна. Участники записали свои симпатии, оценки красоты и ощущение, что они получили понимание от сеансов, в дополнение к различным воздействиям каждого произведения искусства. Другая группа сделала то же самое в лаборатории на компьютере (Дарда и др., 2025).
Наши результаты удивили нас. На наш ключевой вопрос мы не обнаружили измеримых различий в симпатиях и оценках красоты в зависимости от того, смотрели ли они искусство вживую или цифрово. Аналогично, эти способы взаимодействия с искусством не имели существенного различия в своем воздействии на зрителей. Мы обнаружили, что люди думали, что они получили больше понимания, когда искусство рассматривалось в информационно насыщенном контексте музея, чем на компьютере в лаборатории.
Ближе к характеристикам наших участников подсказывает, что наша неспособность найти разницу между контекстами восприятия искусства маловероятно связана с недостаточной чувствительностью наших измерений для ее обнаружения. Как это часто бывает в эмпирических исследованиях эстетики, мы обнаружили, что люди с большим опытом в искусстве и люди, которые более «открыты к опыту» (черта личности), находили искусство более красивым и больше подвержены его влиянию. Более того, наша таксономия была чувствительна к нюансированным аспектам их эстетического опыта: мы обнаружили, что люди с большим опытом искусства чувствовали себя более просвещенными и вдохновленными при восприятии искусства; люди, которые более открыты к опыту, чувствовали себя более вызванными, заинтересованными, вдохновленными и испытывали удовольствие; а старшие зрители чувствовали себя более просвещенными, вдохновленными и осознанными.
Наконец, даже несмотря на то, что оценки симпатии были похожими в обоих условиях, пути к симпатии различались. Чувство интереса положительно коррелировало, а чувство вызова отрицательно коррелировало с симпатией в музее. Чувство расстройства и проявление сострадания отрицательно коррелировало с симпатией в лабораторной обстановке.
Ответы и вопросы
В экспериментальной науке существует утверждение, что отсутствие доказательства не является доказательством отсутствия. Однако наличие негативных результатов в двух музеях с двумя различными типами объектов искусства смещает бремя доказательства к демонстрации того, что опыт музея, связанным с восприятием искусства вживую, оказывает уникальное воздействие на случайного зрителя. Эти находки порождают новые вопросы. Наши участники были молодыми людьми. Возможно, то, как мы сталкиваемся с искусством, имеет большее значение для старших поколений.
Может быть, молодое поколение иконокластов и менее подвержено культурным нормам и давлению прошлого. Возможно, музеи и галереи — бастионы элитной культуры с их римскими колоннами и приглушенным освещением — отдаляют общественность, все более осознанную проблемами доступности. Может быть, молодое поколение, которое выросло в цифровой вселенной, менее склонно романтизировать жизнь в «реальном» мире. Возможно, послеша COVID-пандемии многие считают, что выходить из дома, будь это в офис, кино или музей, — ненужные хлопоты, когда наши устройства выполняют свою работу.
Несмотря на причины наших находок и насколько они могут быть контринтуитивными для многих посетителей музеев и любителей искусства, стоит помнить, что глубоко укорененные интуиции не всегда выдерживают критику науки.
Благодарности: данная работа поддержана Фондом религии Темплтона.