
Интересное сегодня
Новое исследование выявляет скрытые паттерны сетевой активно...
Новое исследование, проведенное командой из Университета Джорджии, раскрывает удивительные сведения ...
Психологические бустеры для борьбы с дезинформацией
Введение Новое исследование доказало, что нацеленные психологические интервенции могут значительно у...
Исследователи разработали потенциальный диагностический инст...
Исследователи разработали потенциальный диагностический инструмент для шизофрении, изучая, как пацие...
Как практика Тонглен-медитации повышает сострадание и снижае...
Роль сострадания в профессиональной средеСострадание — это способность распознавать страдания других...
Духовные потребности пожилых людей с хроническими заболевани...
Введение Глобальное население стремительно стареет, что приводит к увеличению доли пожилых людей (ст...
Философия жизни в творчестве Дэвида Фостера Уоллеса
Введение В 2008 году я оказался в Риме в поисках книги «Дикие детективы» чилийского автора Роберто Б...
Что такое ригор в качественных исследованиях?
Ригор в качественных исследованиях означает достоверность, надежность и общее качество исследовательского процесса и результатов. Это комплексный подход, направленный на обеспечение прозрачности, объективности и методологической строгости на всех этапах исследования.
Ключевые принципы ригора
- Систематичность и прозрачность исследовательского процесса
- Критическая рефлексия исследователя о своей роли и возможных предубеждениях
- Обеспечение достоверности, надежности и значимости результатов
Ригор vs Достоверность
Хотя эти понятия часто используются как синонимы, между ними есть важные различия:
Ригор
Охватывает весь исследовательский процесс - от разработки концепции до представления результатов. Это комплексный подход к обеспечению качества исследования.
Достоверность
Фокусируется конкретно на убедительности и правдоподобности полученных результатов. Оценивается по четырем критериям:
- Кредибельность (правдоподобность)
- Трансферабельность (возможность переноса)
- Зависимость (воспроизводимость)
- Подтверждаемость (объективность)
5 ключевых аспектов ригора
1. Методологическая целостность
Выбор методов должен соответствовать исследовательскому вопросу и теоретической базе. Важно избегать механического применения шаблонов, адаптируя методы к конкретному контексту исследования.
2. Выборка и сбор данных
Используйте целенаправленную выборку (purposive sampling) для отбора информантов, способных дать глубокое понимание феномена. Достижение насыщения данных (data saturation) - ключевой маркер достаточности данных.
3. Анализ и интерпретация данных
Триангуляция (использование нескольких источников данных, методов или исследователей) повышает достоверность результатов. Проверка участниками (member checking) может быть полезной, но не является универсальным «золотым стандартом».
4. Рефлексивность и отчетность
Рефлексивность - критическое осмысление исследователем своей позиции и возможных предубеждений. Подробное описание (thick description) контекста и методов обеспечивает прозрачность. Аудит-трейл (audit trail) документирует весь процесс исследования.
5. Согласованность и значимый вклад
Результаты должны быть логически связаны и вносить значимый вклад в область знания. Важно показать связь между исследовательским вопросом, дизайном, сбором данных, анализом и интерпретацией.
Распространенные заблуждения
- Качественные исследования менее строгие, чем количественные - это ложная дихотомия. Ригор проявляется по-разному в разных парадигмах.
- Проверка участниками гарантирует валидность - это полезный, но не абсолютный метод.
- Ригор означает следование жестким правилам - на самом деле требует адаптации к контексту.
- Необходима полная объективность - вместо этого важна рефлексивность и осознание субъективности.
Рекомендуемая литература
Anney, V. N. (2014). Ensuring the quality of the findings of qualitative research: Looking at trustworthiness criteria.
Lincoln, Y. S., & Guba, E. G. (1985). Naturalistic inquiry. Sage.
Shenton, A. K. (2004). Strategies for ensuring trustworthiness in qualitative research projects. Education for information, 22(2), 63-75.