Роль активного движения в развитии зрительного восприятия: эксперимент с котятами Хелда и Хайна

Роль активного движения в развитии зрительного восприятия: эксперимент с котятами Хелда и Хайна

Интересное сегодня

Как превратить бесполезное размышление в продуктивное: страт...

Продуктивное и бесполезное размышление – как брат и сестра. Между ними лишь небольшие различия, одна...

Мультимодальный анализ взаимодействия матери и ребенка: синх...

Введение Человеческие существа являются одной из наиболее уязвимых социальных видов, с момента рожде...

Травля среди подростков в Южной Африке

Введение Травля среди подростков в Южной Африке представляет собой серьезную проблему общественного ...

Польза кардиореспираторной выносливости для когнитивных функ...

Введение В современных обществах растет озабоченность по поводу недостаточной физической акти...

Опыт и восприятие взрослых с легкими когнитивными нарушениям...

Введение в проблему легких когнитивных нарушений Легкие когнитивные нарушения (ЛКН) становятся все б...

Как родителям избежать эффекта Ромео и Джульетты в отношения...

Любой, у кого есть подросток, знает, что непослушание — это неизбежная часть жизни. Подростки стремя...

механическая система карусели для котят
механическая система карусели для котят
Thumbnail 1
Оригинал исследования на сайте автора

Эксперимент Хелда и Хайна с котятами (1963)

Хелд и Хайн (1963) продемонстрировали, что котята, активно исследующие окружающую среду, развивали нормальное визуально-управляемое поведение, в то время как пассивно перемещаемые котята — нет, несмотря на получение одинаковых зрительных стимулов.

Это фундаментальное исследование подчеркнуло ключевую роль самопроизвольного движения и активного взаимодействия с окружающей средой в развитии зрительного восприятия и координации, бросив вызов распространённому мнению, что пассивного воздействия зрительных стимулов достаточно для нормального развития.

Предыстория

Предыдущие исследования из двух источников предполагали, что интерпретация зрительного мира может меняться, то есть существует степень пластичности в нейронных системах, ответственных за перцептивное развитие.

  • Ограничение зрительного опыта у новорождённых животных (неонатальная депривация) влияет на развитие пространственного восприятия и координации — как показали, например, Райзен и Ааронс (1959) и Райзен (1961).
  • Восприятие взрослых людей также демонстрирует пластичность, так как люди могут адаптироваться к новой перцептивной информации. Хелд (1955) экспериментально продемонстрировал эту адаптацию на слуховой информации, а Хелд и Хайн (1958) — на зрительной.

Кроме того, кейс-стадии адаптации к инвертированным изображениям (например, Страттон, 1897) и случаи восстановления зрения после длительной слепоты (например, Грегори и Уоллес, 1963) указывают на пластичность восприятия у взрослых людей.

Цель исследования

Целью исследования Хелда и Хайна (1963) было изучить роль активного, самопроизвольного движения в развитии визуально-управляемого поведения у котят, оспаривая идею о том, что пассивного воздействия зрительных стимулов достаточно для нормального развития.

Сравнивая котят, активно исследующих среду, с теми, кто пассивно перемещался в той же среде, исследователи стремились изолировать эффект самонаправленного движения на зрительное восприятие и координацию, включая восприятие глубины.

Методология

Независимая и зависимая переменные

  • Независимая переменная: состояние котёнка (активное или пассивное).
  • Зависимая переменная: перцептивные навыки и развитие котят.

Участники и аппарат

Использовались десять пар котят из разных помётов (возраст 8–12 недель). В каждой паре один котёнок был «активным» (А), а другой — «пассивным» (П).

Карусель для котят — специальное устройство, состоящее из круглой платформы с центральной осью и горизонтальным рычагом, на концах которого подвешивались «гондолы» для котят. Активные котята могли свободно двигаться, а пассивные — нет.

Процедура

Котята находились в аппарате по 3 часа в день в течение 8 недель. Активные котята контролировали своё движение, получая визуальную, тактильную и проприоцептивную обратную связь. Пассивные котята видели ту же среду, но не могли двигаться самостоятельно.

После периода воздействия котята проходили серию тестов на визуально-управляемое поведение:

  • Реакция лап при опускании на поверхность.
  • Избегание «визуального обрыва».
  • Моргание в ответ на приближающийся объект.

Результаты

Все активные котята развили нормальное визуально-управляемое поведение после 33–63 часов в аппарате. Ни один пассивный котёнок не показал таких результатов.

Однако подгруппа из двух пассивных котят, получивших дополнительную пассивную стимуляцию, быстро развила нормальные реакции после кратковременного пребывания на свету.

Выводы

Результаты подтверждают, что самопроизвольное движение и сопутствующая визуальная обратная связь необходимы для развития визуально-управляемого поведения.

Сильные стороны исследования

  • Высокий уровень контроля: Чёткое разделение активных и пассивных условий.
  • Воспроизводимость: Стандартизированные процедуры.
  • Минимизация предвзятости: Использование пар котят из одного помёта.

Ограничения

  • Ограниченная обобщаемость: Малая выборка и специфика вида.
  • Низкая экологическая валидность: Искусственные условия.
  • Этические вопросы: Длительное содержание котят в темноте.

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода