
Интересное сегодня
Как старение влияет на социализацию и здоровье мозга
С возрастом наши социальные круги часто уменьшаются. Друзья переезжают, приоритеты смещаются к работ...
Как негативный детский опыт матерей влияет на поведение дете...
Введение Негативный детский опыт (НДО) — это травмирующие или стрессовые события, произошедшие до 18...
Как самооценка и оценка других влияют на социальные взаимоде...
Роль самооценки в социальных взаимодействияхПоложительная оценка себя играет ключевую роль в нашем б...
Как экологическое лидерство и корпоративная ответственность ...
Введение Всемирная метеорологическая организация (ВМО) предсказала, что 2023 год станет самым жарким...
Как снижение детской смертности продлевает жизнь матерей
Введение В течение XX века средняя продолжительность жизни человека резко увеличилась, более чем удв...
Как движения глаз влияют на чтение: анализ возвратных саккад
Введение В последние годы значительно увеличилось количество исследований, посвященных возвратным са...
Что такое усвоение языка?
Язык — это когнитивная способность, которая делает нас людьми. В то время как другие виды могут общаться с помощью ограниченного набора звуков (например, бонобо) или частично усвоенных систем (например, птичьи песни), ни один другой вид не способен выражать бесконечное количество идей с помощью ограниченного набора символов (звуков и слов).
Усвоение языка в психологии
Усвоение языка в психологии относится к процессу, посредством которого люди приобретают способность воспринимать, воспроизводить и использовать слова для понимания и общения. Эта врождённая способность обычно развивается в раннем детстве и включает сложное взаимодействие генетических, когнитивных и социальных факторов.
Исследования показывают, что младенцы уже в 12 месяцев демонстрируют чувствительность к грамматике, необходимой для понимания причинных предложений (например, «зайчик толкнул лягушку»). Однако, несмотря на более чем 60 лет исследований, механизм, позволяющий детям выделять слоги и слова из потока звуков и усваивать грамматику, остаётся загадкой.
Бихевиористская теория усвоения языка
Одно из первых научных объяснений усвоения языка предложил Б.Ф. Скиннер (1957). Как один из основателей бихевиоризма, он объяснял развитие языка через влияние окружающей среды — имитацию, подкрепление и обусловливание.
Согласно этой теории, дети учат слова и грамматику, подражая услышанной речи и получая положительную обратную связь за правильное использование. Например, если ребёнок говорит «молоко» и мама улыбается и даёт ему молоко, ребёнок воспринимает это как вознаграждение, что способствует дальнейшему языковому развитию.
Однако критики отмечают, что эта теория не объясняет быстрый темп усвоения языка и способность детей создавать новые предложения.
Теория Хомского о развитии языка
Теория Скиннера была подвергнута резкой критике Ноамом Хомским, выдающимся лингвистом. Хомский предложил нативистскую теорию, подчёркивающую роль врождённых структур мозга в усвоении языка. Ключевые положения его теории:
- Устройство усвоения языка (LAD): врождённая биологическая способность к языку.
- Универсальная грамматика: общие грамматические правила, присущие всем языкам.
- Бедность стимула: дети усваивают язык, несмотря на ограниченный лингвистический ввод.
- Критический период: оптимальное время для усвоения языка в раннем детстве.
Современные исследования
Некоторые современные психолингвисты ставят под сомнение существование универсальной грамматики. Они предполагают, что дети используют общие когнитивные механизмы для усвоения языка, а не врождённые лингвистические структуры.
Например, морфемы (наименьшие грамматические единицы) усваиваются через распознавание паттернов. Дети замечают повторяющиеся элементы (например, окончание -s в английском) и постепенно усваивают грамматические правила.
Заключение
Вопрос усвоения языка остаётся открытым. Исследователи продолжают спорить о роли врождённых способностей и влияния окружения. Главные вопросы — как именно дети достигают грамотной речи и почему процесс усвоения различается в разных языках — пока не получили окончательных ответов.