
Интересное сегодня
Исследование связи между исполнительными функциями и эмоцион...
Эмоциональная гранулярность и её значение Эмоциональная гранулярность, или эмоциональная дифференциа...
Стресс родителей детей с нейроразвивающими расстройствами
Введение Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и расстройство аутистического спектра (Р...
Воздействие эксплуататорского лидерства на поведение подчине...
Введение В последние годы все больше ученых расширили фокус исследований лидерства, исследуя его тем...
Влияние неблагоприятного детского опыта на развитие личности
ВведениеНеблагоприятные детские переживания (НДП), также известные как ранние жизненные трудности, о...
Как правильное питание влияет на здоровье и долголетие
Введение С течением времени тип ухода, который необходим людям, неизбежно меняется. Для пожилых амер...
Как уровень антибиотиков в моче связан с риском депрессии у ...
Введение Депрессия является одной из основных причин страданий подростков и ключевым фактором риска ...
Что такое усвоение языка?
Язык — это когнитивная способность, которая делает нас людьми. В то время как другие виды могут общаться с помощью ограниченного набора звуков (например, бонобо) или частично усвоенных систем (например, птичьи песни), ни один другой вид не способен выражать бесконечное количество идей с помощью ограниченного набора символов (звуков и слов).
Усвоение языка в психологии
Усвоение языка в психологии относится к процессу, посредством которого люди приобретают способность воспринимать, воспроизводить и использовать слова для понимания и общения. Эта врождённая способность обычно развивается в раннем детстве и включает сложное взаимодействие генетических, когнитивных и социальных факторов.
Исследования показывают, что младенцы уже в 12 месяцев демонстрируют чувствительность к грамматике, необходимой для понимания причинных предложений (например, «зайчик толкнул лягушку»). Однако, несмотря на более чем 60 лет исследований, механизм, позволяющий детям выделять слоги и слова из потока звуков и усваивать грамматику, остаётся загадкой.
Бихевиористская теория усвоения языка
Одно из первых научных объяснений усвоения языка предложил Б.Ф. Скиннер (1957). Как один из основателей бихевиоризма, он объяснял развитие языка через влияние окружающей среды — имитацию, подкрепление и обусловливание.
Согласно этой теории, дети учат слова и грамматику, подражая услышанной речи и получая положительную обратную связь за правильное использование. Например, если ребёнок говорит «молоко» и мама улыбается и даёт ему молоко, ребёнок воспринимает это как вознаграждение, что способствует дальнейшему языковому развитию.
Однако критики отмечают, что эта теория не объясняет быстрый темп усвоения языка и способность детей создавать новые предложения.
Теория Хомского о развитии языка
Теория Скиннера была подвергнута резкой критике Ноамом Хомским, выдающимся лингвистом. Хомский предложил нативистскую теорию, подчёркивающую роль врождённых структур мозга в усвоении языка. Ключевые положения его теории:
- Устройство усвоения языка (LAD): врождённая биологическая способность к языку.
- Универсальная грамматика: общие грамматические правила, присущие всем языкам.
- Бедность стимула: дети усваивают язык, несмотря на ограниченный лингвистический ввод.
- Критический период: оптимальное время для усвоения языка в раннем детстве.
Современные исследования
Некоторые современные психолингвисты ставят под сомнение существование универсальной грамматики. Они предполагают, что дети используют общие когнитивные механизмы для усвоения языка, а не врождённые лингвистические структуры.
Например, морфемы (наименьшие грамматические единицы) усваиваются через распознавание паттернов. Дети замечают повторяющиеся элементы (например, окончание -s в английском) и постепенно усваивают грамматические правила.
Заключение
Вопрос усвоения языка остаётся открытым. Исследователи продолжают спорить о роли врождённых способностей и влияния окружения. Главные вопросы — как именно дети достигают грамотной речи и почему процесс усвоения различается в разных языках — пока не получили окончательных ответов.