
Интересное сегодня
Взаимосвязь между структурной стигмой, общественной стигмой ...
Введение Исследование посвящено изучению взаимосвязи между структурной стигмой и стрессом меньшинств...
Качество жизни несовершеннолетних беженцев без сопровождения...
Введение Беженец — это человек, который был вынужден покинуть свою страну происхождения в результате...
Влияние медитации внимательности на нейрофизиологические про...
Введение Медитация внимательности представляет собой форму психического тренинга, которая улучшает р...
Название инструмента AMSE для диагностики расстройства аутис...
Введение Расстройство аутистического спектра (РАС) — это распространённое нейроразвивающее заболеван...
Как генеративный ИИ может изменить экономику и психическое з...
Введение Качественная работа долгое время считалась основой процветания и психического здоровья, обе...
Альтруистические нарциссы: скрытые признаки и как их распозн...
Альтруистические нарциссы: неожиданные грани самовлюблённости Нарциссизм имеет множество оттенков, и...
Введение
Развивающееся заикание — это расстройство коммуникации, характеризующееся явными проявлениями заикания, такими как блоки, повторения и пролонгации во время производства речи. Точное измерение этих проявлений может помочь в диагностической оценке, определении оптимального курса лечения и отслеживании прогресса в терапии.
Проблемы субъективной оценки
Способность логопедов (SLP — Speech-Language Pathologist) оценивать тяжесть заикания через субъективную идентификацию его проявлений долгое время подвергалась сомнению как в теории, так и на практике. Основные проблемы включают:
- Концептуальную неопределённость проявлений заикания
- Низкую надёжность между экспертами
- Различия в методах количественной оценки
«Любая мера тяжести заикания, требующая идентификации моментов заикания слушателем, основана на оценочном процессе, подверженном таким неконтролируемым переменным, как стандарты, определения или критерии человека, проводящего идентификацию» (Bloodstein & Ratner, 2007).
Методы исследования
Участники
В исследовании участвовали 35 англоговорящих участников: 17 взрослых с заиканием (AWS — Adults Who Stutter) и 18 взрослых без заикания (AWNS — Adults Who Do Not Stutter). Все участники читали вслух стандартный текст из 236 слов.
Методика ATAS
Автоматический временной анализ речи (ATAS — Automatic Temporal Analysis of Speech) — это новый метод, разработанный для количественной оценки:
- Скорости речи (слов в минуту)
- Общего времени пауз
- Количества пауз
- Средней продолжительности пауз и голосовых событий
- Вариабельности продолжительности пауз и голосовых событий
Статистический анализ
Для анализа данных использовались:
- Модели машинного обучения (деревья решений, случайный лес)
- Модель долгой краткосрочной памяти (LSTM — Long Short-Term Memory)
- Коррекция Бенджамини-Хохберга для множественного тестирования
Результаты
Основные различия между группами
Результаты показали значимые различия между AWS и AWNS:
- AWS демонстрировали более медленную скорость речи (в среднем на 20 слов в минуту меньше)
- У AWS было больше пауз (особенно длинных >150 мс)
- Общее время пауз у AWS было значительно больше
- Вариабельность продолжительности голосовых событий у AWS была выше
Корреляции с тяжестью заикания
Метрики ATAS показали сильную корреляцию с процентом заикающихся слогов (%SS):
- Отрицательная корреляция со скоростью речи (r = -0.72)
- Положительная корреляция с количеством длинных пауз (r = 0.81)
Точность классификации
Модели машинного обучения показали:
- Точность случайного леса — 85.71%
- Точность LSTM модели — около 75%
- F1-меры выше 0.60
Обсуждение
Клиническое значение
ATAS предлагает объективный метод оценки беглости речи, который может:
- Дополнить традиционные методы оценки
- Повысить согласованность между клиницистами
- Обеспечить визуализацию речевых паттернов
Ограничения
Основные ограничения исследования:
- Анализ только чтения вслух
- Неразличение типов пауз (молчаливые, дыхательные, заполненные)
- Относительно небольшая выборка
Заключение
ATAS демонстрирует потенциал как объективный метод оценки заикания. Ключевые выводы:
- Длительные паузы (>150 мс) — важный маркер заикания
- Автоматическая классификация возможна с точностью до 85%
- Метод может быть полезен для клинической практики и исследований