
Интересное сегодня
Как структурные и последовательные закономерности влияют на ...
Введение Понимание языка требует преобразования непрерывного физического сигнала (речи или жестов) в...
Как стресс от рабочих ролей влияет на вовлечённость сотрудни...
Введение На фоне усиливающейся рыночной гомогенизации и распространения «инволюции» в социальной эко...
Как социально-экономические факторы и генетика влияют на стр...
Влияние социально-экономических факторов на развитие мозгаСоциально-экономическое неравенство в детс...
Тело, мозг и самоощущение: как физическое и психическое взаи...
Тело, мозг и самоощущение: неразрывная связь Тело является неотъемлемой частью нашего самоощущения,...
Жизненное удовлетворение усыновленных и неусыновленных подро...
Введение Подростковый возраст является критическим переходным периодом, особенно для международных у...
Роль коучинговых отношений в эффективности когнитивно-поведе...
Введение Коучинг — это совместный и персонализированный процесс между коучем и клиентом, направленны...
Введение
Развивающееся заикание — это расстройство коммуникации, характеризующееся явными проявлениями заикания, такими как блоки, повторения и пролонгации во время производства речи. Точное измерение этих проявлений может помочь в диагностической оценке, определении оптимального курса лечения и отслеживании прогресса в терапии.
Проблемы субъективной оценки
Способность логопедов (SLP — Speech-Language Pathologist) оценивать тяжесть заикания через субъективную идентификацию его проявлений долгое время подвергалась сомнению как в теории, так и на практике. Основные проблемы включают:
- Концептуальную неопределённость проявлений заикания
- Низкую надёжность между экспертами
- Различия в методах количественной оценки
«Любая мера тяжести заикания, требующая идентификации моментов заикания слушателем, основана на оценочном процессе, подверженном таким неконтролируемым переменным, как стандарты, определения или критерии человека, проводящего идентификацию» (Bloodstein & Ratner, 2007).
Методы исследования
Участники
В исследовании участвовали 35 англоговорящих участников: 17 взрослых с заиканием (AWS — Adults Who Stutter) и 18 взрослых без заикания (AWNS — Adults Who Do Not Stutter). Все участники читали вслух стандартный текст из 236 слов.
Методика ATAS
Автоматический временной анализ речи (ATAS — Automatic Temporal Analysis of Speech) — это новый метод, разработанный для количественной оценки:
- Скорости речи (слов в минуту)
- Общего времени пауз
- Количества пауз
- Средней продолжительности пауз и голосовых событий
- Вариабельности продолжительности пауз и голосовых событий
Статистический анализ
Для анализа данных использовались:
- Модели машинного обучения (деревья решений, случайный лес)
- Модель долгой краткосрочной памяти (LSTM — Long Short-Term Memory)
- Коррекция Бенджамини-Хохберга для множественного тестирования
Результаты
Основные различия между группами
Результаты показали значимые различия между AWS и AWNS:
- AWS демонстрировали более медленную скорость речи (в среднем на 20 слов в минуту меньше)
- У AWS было больше пауз (особенно длинных >150 мс)
- Общее время пауз у AWS было значительно больше
- Вариабельность продолжительности голосовых событий у AWS была выше
Корреляции с тяжестью заикания
Метрики ATAS показали сильную корреляцию с процентом заикающихся слогов (%SS):
- Отрицательная корреляция со скоростью речи (r = -0.72)
- Положительная корреляция с количеством длинных пауз (r = 0.81)
Точность классификации
Модели машинного обучения показали:
- Точность случайного леса — 85.71%
- Точность LSTM модели — около 75%
- F1-меры выше 0.60
Обсуждение
Клиническое значение
ATAS предлагает объективный метод оценки беглости речи, который может:
- Дополнить традиционные методы оценки
- Повысить согласованность между клиницистами
- Обеспечить визуализацию речевых паттернов
Ограничения
Основные ограничения исследования:
- Анализ только чтения вслух
- Неразличение типов пауз (молчаливые, дыхательные, заполненные)
- Относительно небольшая выборка
Заключение
ATAS демонстрирует потенциал как объективный метод оценки заикания. Ключевые выводы:
- Длительные паузы (>150 мс) — важный маркер заикания
- Автоматическая классификация возможна с точностью до 85%
- Метод может быть полезен для клинической практики и исследований