Как оценить эффективность лечения тревожности у детей с аутизмом: исследование CAISP

Как оценить эффективность лечения тревожности у детей с аутизмом: исследование CAISP

Интересное сегодня

Моральный гнев и его влияние на онлайн-активизм: что работае...

Введение Исследование, проведенное командой ученых под руководством доктора Стефана Лича из Ланкасте...

Как преодолеть мышление «всё или ничего»: примеры и стратеги...

Что такое мышление «всё или ничего»? Мышление «всё или ничего» (также известное как черно-белое или ...

Как белые шорты влияют на результаты женского футбола: иссле...

Почему белые шорты — проблема для женского футбола? Несмотря на универсальность менструального цикла...

Терапия принятия и ответственности (ACT) при тревожных расст...

Что такое терапия принятия и ответственности (ACT)? Терапия принятия и ответственности (ACT - Accept...

Математический анализ эмоционального содержания текста: мето...

Введение В данной статье представлено элементарное объяснение математического вклада Бернарда Маскит...

Зоны Бродмана мозга: функции и значение в нейронауке

Зоны Бродмана: карта коры головного мозга Как ученые определяют, какие участки мозга отвечают за зре...

тревожный ребёнок
тревожный ребёнок
Thumbnail 1
Оригинал исследования на сайте автора

Почему стандартные методы оценки тревожности у детей с аутизмом недостаточны

Тревожность — одно из самых распространённых сопутствующих состояний у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). По оценкам, до 40% таких детей испытывают клинически значимую тревожность, часто связанную с трудностями адаптации к изменениям, сенсорной чувствительностью и социальными ситуациями.

Проблема диагностики

Симптомы тревожности бывает сложно отличить от базовых особенностей аутизма. Например, избегание социальных контактов может быть как проявлением социальной тревожности, так и частью аутистического профиля. Это создаёт сложности при оценке эффективности терапии.

Методы исследования

Группа учёных под руководством Хуилинь Чен (Huilin Chen) проанализировала данные 167 детей с РАС (7–13 лет), участвовавших в рандомизированном контролируемом исследовании. Все участники имели:

  • Подтверждённый диагноз аутизма
  • IQ выше 70
  • Клинически значимую тревожность

Используемые инструменты

«Золотым стандартом» оценки служило структурированное интервью ADIS/ASA (Anxiety and Related Disorders Interview Schedule with Autism Spectrum Addendum) — специально адаптированная версия для людей с РАС. Родители заполняли четыре опросника:

  • CAISP (Child Anxiety Impact Scale, Parent Version) — оценивает влияние тревожности на повседневную жизнь
  • PARS (Paediatric Anxiety Rating Scale) — педиатрическая шкала оценки тревожности
  • CBCL (Child Behavior Checklist) — субшкала «Тревожность/Депрессия»
  • MASC-P (Multidimensional Anxiety Scale for Children, Parent Version) — многомерная шкала тревожности

Ключевые результаты

Только CAISP показал приемлемую точность (AUC = 0.802) в определении успешности лечения. AUC (Area Under Curve) — статистический показатель, где значение выше 0.7 считается удовлетворительным. Остальные шкалы не достигли этого порога.

Почему CAISP эффективнее?

В отличие от других инструментов, CAISP фокусируется не на подсчёте симптомов, а на оценке того, как тревожность:

  • Влияет на школьную успеваемость
  • Мешает социальным взаимодействиям
  • Нарушает семейную жизнь

Такой функциональный подход особенно важен при аутизме, где симптомы тревожности часто «маскируются» под особенности развития.

Ограничения и особенности

Исследователи отмечают, что трёхфакторная структура CAISP (школа/социум/семья) плохо подходит для аутистической выборки. Родителям сложно отделить влияние тревожности от аутистических черт. Поэтому рекомендуется использовать общий балл, а не субшкалы.

Гендерные различия

CAISP особенно точно выявлял изменения у девочек с РАС — важное открытие, учитывая, что тревожность у них часто остаётся нераспознанной из-за «маскировки» симптомов.

Практические рекомендации

Для клинической практики исследование предлагает:

  • Использовать CAISP как дополнительный инструмент при отсутствии возможности проводить ADIS/ASA
  • Уделять больше внимания функциональным изменениям, а не только симптомам
  • С осторожностью интерпретировать субшкалы у пациентов с РАС
«Измерение повседневного влияния тревожности — через родительские отчёты — может быть информативнее простого подсчёта симптомов», — заключают авторы.

Направления будущих исследований

Учёные указывают на необходимость:

  • Включения детских самоотчётов
  • Проверки CAISP в обычных (не клинических) условиях
  • Сравнения с аутизм-специфичными шкалами тревожности

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода