Аудиовизуальная интеграция и понимание прочитанного у детей с аутизмом и без него

Аудиовизуальная интеграция и понимание прочитанного у детей с аутизмом и без него

Интересное сегодня

Духовные потребности пожилых людей с хроническими заболевани...

Введение Глобальное население стремительно стареет, что приводит к увеличению доли пожилых людей (ст...

Как потеря гена PTEN в нейронах амигдалы влияет на тревогу и...

Введение в исследование Исследователи из Института нейронаук Макса Планка во Флориде обнаружили, как...

Исследование субъективного опыта пациентов о физическом сдер...

Введение Физическое сдерживание (ФС) — это принудительная процедура, используемая в экстренной психи...

Новое исследование показывает, что разговоры матерей о мысля...

Новое исследование, проведенное учеными из UCL, показывает, что когда матери регулярно обсуждают мыс...

10 мифов о СДВГ: разоблачение распространённых заблуждений

10 мифов и заблуждений о СДВГ Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это хорошо изучен...

Сенсорные особенности аутизма: исследование аудиторной гипер...

Сенсорные различия при аутизме Сенсорные различия при аутизме сильно влияют на качество ж...

Рисунок 1: Концептуальная модель исследования
Рисунок 1: Концептуальная модель исследования
Рисунок 2: Сравнение групп по аудиовизуальной интеграции
Рисунок 2: Сравнение групп по аудиовизуальной интеграции
Рисунок 3: Результаты тестов чтения
Рисунок 3: Результаты тестов чтения
Рисунок 4: Корреляционный анализ
Рисунок 4: Корреляционный анализ
Рисунок 5: Схема медиации
Рисунок 5: Схема медиации
Thumbnail 1
Thumbnail 2
Thumbnail 3
Thumbnail 4
Thumbnail 5
Оригинал исследования на сайте автора

Введение

Аутизм — это нейроразвивающееся состояние, характеризующееся различиями в социальной коммуникации, ограниченными интересами, повторяющимся поведением и особенностями сенсорной обработки (Американская психиатрическая ассоциация [APA], 2013). Хотя языковые и когнитивные трудности не являются основными диагностическими критериями, они часто сопутствуют аутизму (например, Baixauli et al., 2021; Vogindroukas et al., 2022). Дети с аутизмом подвержены риску возникновения трудностей с пониманием прочитанного, что может повлиять на их академическую успеваемость и будущую профессиональную деятельность (McIntyre et al., 2017; Nation et al., 2006). Поэтому важно выявить факторы, объясняющие вариативность понимания текста при аутизме.

Роль декодирования и языкового понимания

Согласно простой модели чтения (Gough & Tunmer, 1986), понимание текста зависит от двух ключевых компонентов:

  • Декодирование — способность преобразовывать графические символы (буквы) в звуки.
  • Языковое понимание — способность извлекать смысл из устной речи.

Исследования подтверждают эту модель как для нейротипичных детей, так и для детей с аутизмом (Brown et al., 2013; Davidson et al., 2018).

Аудиовизуальная интеграция и её влияние

Одним из факторов, влияющих на чтение, является аудиовизуальная интеграция — способность объединять информацию из слухового и зрительного каналов. Чтение — это мультисенсорный процесс, требующий быстрого преобразования графем (зрительных символов) в фонемы (звуки) и последующего осмысления текста (Torppa et al., 2010). Нарушения интеграции могут негативно влиять на развитие языковых и когнитивных навыков (Cascio et al., 2016).

Особенности аудиовизуальной интеграции при аутизме

Дети с аутизмом демонстрируют различия в обработке аудиовизуальной речи по сравнению с нейротипичными сверстниками (Stevenson et al., 2014b). Например, они менее подвержены эффекту МакГерка — иллюзии, возникающей при несоответствии слухового и зрительного сигналов (например, звук «па» + видео «ка» воспринимается как «та»). Этот феномен считается индикатором интеграции сенсорной информации (Iarocci et al., 2010).

Методы исследования

В исследовании участвовали 50 детей с аутизмом и 50 нейротипичных детей (возраст 8–17 лет). Для оценки использовались:

  • Тест МакГерка — измерение аудиовизуальной интеграции.
  • Тесты чтения (GORT, TORC) — оценка понимания текста и декодирования.
  • Языковые тесты (CELF, ROWPVT) — оценка рецептивной речи.

Результаты

Анализ показал, что:

  • Аудиовизуальная интеграция положительно коррелирует с пониманием прочитанного.
  • Эта связь опосредована декодированием и языковым пониманием.
  • Диагностическая группа (аутизм/неаутизм) не влияла на выявленные закономерности.

Выводы и перспективы

Исследование подтверждает важность мультисенсорных процессов в развитии чтения. В будущем необходимо изучить:

  • Причинно-следственные связи с помощью лонгитюдных дизайнов.
  • Альтернативные методы оценки аудиовизуальной интеграции.
  • Влияние сопутствующих состояний (например, СДВГ).
«Мультисенсорные подходы могут стать перспективным направлением коррекции языковых и когнитивных трудностей у детей с аутизмом»

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода