Интересное сегодня
Роль родительских установок и базовых психологических потреб...
Введение Исследование позитивного развития молодежи (ПРМ) в последние годы набирает популярность в а...
Характеристика анксиогенной сети на основе анализа функциона...
Значимость исследования тревожных расстройств Тревожные расстройства затрагивают 3–4% нас...
Что такое конформизм: определение, виды и исследования в пси...
Что такое конформизм? Конформизм — это тип социального влияния, при котором человек меняет свои убеж...
Как физические упражнения помогают детям и подросткам бороть...
Физическая активность как инструмент борьбы с депрессией и тревожностью у молодёжи Согласно новому и...
Тип личности ESTJ: Характеристики, сильные и слабые стороны,...
Тип личности ESTJ: Кто это? ESTJ — это аббревиатура из индикатора типов Майерс-Бриггс (MBTI), котора...
Нейробиология благополучия: как индивидуальные различия форм...
Нейробиология благополучия Как мозг поддерживает благополучие? Поскольку это многогранная конструкци...
Поведенческие проблемы и черты бессердечия у детей
Дети с поведенческими проблемами демонстрируют вспышки гнева, импульсивность, оппозиционное или антисоциальное поведение, которое нарушает их функционирование в семье, школе и обществе. Без лечения такие проблемы могут привести к развитию оппозиционно-вызывающего расстройства (ОВР) и расстройства поведения (РП) в подростковом возрасте, а также к антисоциальному поведению во взрослой жизни.
Исследования в области психопатологии развития выделяют два пути формирования поведенческих проблем в зависимости от наличия или отсутствия черт бессердечия и безэмоциональности (Callous-Unemotional traits, CU). Эти черты включают:
- сниженную эмоциональную реактивность,
- отсутствие чувства вины,
- нарушенную эмпатию,
- недостаток привязанности к другим.
Дети с высоким уровнем CU-черт демонстрируют более тяжелые и устойчивые поведенческие проблемы, а также специфические когнитивные и эмоциональные особенности, такие как нечувствительность к наказанию и нарушенное моральное принятие решений.
Роль родительского воспитания и привязанности
Теория привязанности подчеркивает, что здоровое социальное и эмоциональное развитие ребенка происходит в контексте теплого, отзывчивого и чуткого воспитания. Однако негативные представления родителей о себе и своих детях, связанные с беспомощностью или страхом, могут приводить к дезорганизованной привязанности, которая, в свою очередь, повышает риск поведенческих проблем и CU-черт.
Исследования показывают, что:
- Родительский стресс и чувство беспомощности связаны с более тяжелыми поведенческими проблемами у детей.
- CU-черты у детей могут усиливаться под влиянием жестких методов воспитания и недостатка родительского тепла.
Особое внимание в исследовании уделено различиям между матерями и отцами. Например, отцы детей с высокими CU-чертами чаще сообщают о чувстве страха и беспомощности в воспитании, тогда как у матерей более выражен родительский стресс.
Выводы и рекомендации для терапии
Результаты исследования подчеркивают, что родительский стресс и страх в воспитании играют значительную роль в формировании CU-черт у детей с поведенческими проблемами. Важно учитывать различия между матерями и отцами при разработке терапевтических программ.
Для улучшения результатов лечения рекомендуется:
- Вовлекать отцов в терапию, уделяя внимание их страхам и беспомощности.
- Снижать уровень родительского стресса у матерей через психологическую поддержку.
- Использовать методы, направленные на укрепление привязанности и эмоциональной связи между родителями и детьми.
Дальнейшие исследования должны изучить долгосрочные эффекты родительских практик и роль дезорганизованной привязанности в развитии CU-черт.