Как указательные местоимения влияют на внимание и социальное познание

Как указательные местоимения влияют на внимание и социальное познание

Интересное сегодня

Различия между профессионалами и новичками в теннисе в воспр...

Введение Восприятие движения в глубину является ключевым для успешного выполнения ударов в спорте, г...

Как негативные взгляды на травму и черно-белое мышление усил...

Почему депрессия у одних людей тяжелее, чем у других?Депрессия — одно из самых распространенных псих...

13 тревожных сигналов в поведении мужчин: как распознать и ч...

Тревожные сигналы в поведении мужчин варьируются от непреднамеренных нездоровых поступков до целенап...

Как побороть тревогу: простой способ справиться с страхами

Тревога может восприниматься как непрекращающаяся буря, оставляя вас беспомощным и застрявшим в водо...

Психометрические свойства арабской версии шкалы оценки стрес...

Введение Стресс является важной темой для исследования в психиатрии, так как он влияет на физическое...

Физическая активность у аутичных подростков: результаты иссл...

Введение В последнее время становится все более очевидным, что подростки с аутизмом менее физически ...

Оригинал исследования на сайте автора

Все языки имеют слова, такие как 'этот' и 'тот', чтобы различать объекты, которые находятся 'близко' и 'далеко'. Например, в английском или иврите есть два таких демонстратива. В испанском или японском используется трехсловная система. В испанском 'эсте' указывает на что-то близкое к говорящему, 'эсе' — на что-то далекое от говорящего, но близкое к слушателю, а 'акель' — на что-то далекое от обоих.

Связь демонстративов с социальным познанием

Причина, по которой мы заинтересованы в демонстративах, заключается в их связи с социальным познанием: демонстративы используются для направления внимания слушателя на объект и установления совместного внимания, — говорит Паула Рубио-Фернандес, старший исследователь и соавтор исследования из Института Макса Планка.

Заниматься совместным вниманием — это уникальная человеческая способность, которая связывает язык с социальным познанием в коммуникации. Поскольку демонстративы являются универсальными, возникли рано в эволюции языка и приобретаются на ранних этапах детского развития, они предлагают идеальный случай для взаимозависимости между этими двумя фундаментальными человеческими способностями.

Результаты исследования

Исследователи использовали компьютерное моделирование и эксперименты с носителями десяти различных языков из восьми различных языковых групп, чтобы исследовать этот вопрос. В онлайн-задании участники видели изображения 'говорящего', запрашивающего объект у 'слушателя', стоящего на другой стороне длинного стола. Участников просили взять на себя роль говорящего и выбрать демонстратив из их родного языка, чтобы запросить объект ('Теперь мне нужно…').

На изображениях слушатель либо уже смотрел на предполагаемый объект, либо смотрел на один из четырех других объектов (ближе или дальше от цели). Если направление внимания является частью значения демонстративов, все говорящие должны быть чувствительны к начальному вниманию слушателя при выборе демонстратива. Однако должно быть также разнообразие между языками.

Результаты показали, что участники были чувствительны не только к местоположению цели, но и к вниманию слушателя. Как и ожидалось, значение демонстративов варьировалось внутри и между языками. Например, 'близкий' демонстратив (такой как английское 'этот') иногда имел пространственное значение ('тот, который близко ко мне').

Но он также имел значение совместного внимания ('тот, на который мы оба смотрим') или 'менталистическое' значение ('тот, который здесь'), направляя внимание слушателя к говорящему. Интересно, что носители языков с трехсловной системой использовали среднее слово (такое как испанское 'эсе') для указания на совместное внимание.

Наша работа проливает свет на интерфейс между социальным познанием и языком. Мы показываем, что представления о внимании собеседника встроены в одну из самых базовых категорий слов, которые встречаются во всех языках: демонстративы, — заключает Рубио-Фернандес. — Наша работа также показывает через байесовское компьютерное моделирование, что эта форма манипуляции вниманием не может быть объяснена через прагматическое рассуждение вне лингвистической системы, что указывает на то, что менталистические представления встроены в универсальный компонент языка.

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода