Интересное сегодня
Моделирование поведения потерявшихся в дикой природе: агентн...
Моделирование поведения потерявшихся в дикой природе: Агентная модель на основе данных поиска и спас...
Лечение резистентной депрессии: проблемы и пути улучшения те...
Резистентная депрессия: что это такое? Резистентная депрессия (англ. Treatment-resistant depression,...
Понимание травмы и интеграция в программы поддержки лиц с ог...
Введение Травмоинформированный подход (TIC) за последние несколько десятилетий стал трансформационно...
Влияние жизненных невзгод на психическое здоровье и когнитив...
Накопленные жизненные невзгоды, психическое здоровье и когнитивные функции в исследовании UK Biobank...
Как распространенность цели и обратная связь влияют на точно...
Влияние распространенности цели на принятие решенийМы ежедневно сталкиваемся с необходимостью оценив...
Преодоление неофобии: Как справиться со страхом перед автоно...
Введение Неофобия — это страх или избегание всего нового или незнакомого, и это явление наблюдается ...
Развитие специализации мозга на язык
Дети рождаются с корой головного мозга, обладающей широкой функциональностью. По мере развития некоторые области коры становятся избирательно чувствительными к определенным типам стимулов или задач. Этот процесс называется функциональной специализацией. Нарушения развития часто связаны с задержкой или атипичными паттернами специализации, поэтому понимание типичного развития специализации у детей важно как для фундаментальной науки, так и для клинической практики.
В языковой сфере нейровизуализационные исследования показывают, что у взрослых мозг специализирован на фонологическую и семантическую обработку. Например, левая верхняя височная извилина (STG) и дорсальная часть нижней лобной извилины (IFG) более активны при фонологической обработке, тогда как левая средняя височная извилина (MTG) и вентральная IFG более активны при семантической обработке.
Методы исследования
Участники и процедура
В исследовании участвовали 64 ребенка в возрасте 9–10 лет без неврологических или психических расстройств. Все участники прошли стандартизированные тесты на IQ и языковые навыки. Данные были получены из открытого набора данных OpenNeuro.
Задачи и стимулы
Дети выполняли две задачи в сканере фМРТ:
- Грамматическая задача: оценка правильности предложений (например, обнаружение ошибок в числе или времени глагола).
- Семантическая задача: оценка осмысленности предложений (например, определение, насколько хорошо глагол и объект сочетаются).
Стимулы включали предложения с разной грамматической и семантической структурой, а также контрольные условия с шумом.
Анализ данных
Использовались как унивариантный анализ, так и многомерный анализ паттернов активации (MVPA) для выявления специализации мозговых регионов.
Ключевые результаты и выводы
Исследование выявило:
- Синтаксическая специализация: Левая IFG pars opercularis показала избирательную чувствительность к синтаксису, но не к семантике, особенно при обработке некорректных предложений.
- Совместная обработка: Левая STG, MTG и IFG pars triangularis были чувствительны и к синтаксису, и к семантике без явной специализации, что поддерживает «лексикализованный» взгляд на синтаксис.
- Развитие специализации: По сравнению с более младшими детьми, у 9–10-летних наблюдается усиление синтаксической чувствительности в лобных областях, что соответствует теориям поэтапного развития языковых навыков.
Эти результаты важны для понимания того, как мозг детей осваивает сложные языковые структуры, и могут помочь в диагностике нарушений языкового развития.