
Интересное сегодня
Как Найти Счастье: Советы от Профессора Позитивной Психологи...
Наш поиск счастья часто бывает ошибочным. К такому выводу пришла Юдит Манглесдорф, пионер позитивной...
Влияние мультисенсорной информации на память и мышление у мо...
Введение в мультисенсорную обработку информации Наш мозг постоянно интегрирует мультисенсорную инфор...
Как ощущается паническая атака: симптомы и способы справитьс...
Что такое паническая атака? Паническая атака — это внезапный приступ сильного страха или тревоги, ко...
Как мозг кодирует воображаемые сцены: роль альфа-ритмов
Введение Способность создавать ментальные образы естественных сцен обогащает нашу жизнь — от визуали...
Поддержка родителей в развитии стратегий регуляции эмоций у ...
Введение в исследованиеРодители и основные опекуны играют ключевую роль в развитии способностей дете...
Склонность к поспешным выводам не связана с бредовыми идеями...
Связь между поспешными выводами и бредовыми идеями: что говорит наука Многие из нас склонны делать п...
Введение
Слово "креативность" нам всем хорошо известно, но как можно его определить? Это сложный вопрос. В новой статье профессора Корнельского университета Роберта Штернберга рассматривается более полная картина креативности и её разворачивания на основе многолетних исследований в этой области.
Что такое креативность?
Точное определение креативности может показаться несущественным. Однако то, как мы воспринимаем это понятие, имеет значение. Например, если мы рассматриваем креативность как черту, описывающую личность, мы начинаем считать, что либо она есть, либо её нет. Если мы сомневаемся в своём креативном потенциале, мы становимся менее склонными к творческим попыткам.
Что нужно для креативности?
Штернберг утверждает, что для креативности необходимы не только креативные люди, но и задачи, которые не полностью структурированы, а также обстановка, позволяющая что-то нестандартное. Мы можем представить одного и того же человека с одинаковыми характеристиками и потенциальными способностями в условиях строгих правил или этапов выполнения, не позволяющих отклоняться от заданного курса. Результаты будут совершенно разными.
Три ключевых компонента креативности
На основе своего обширного анализа Штернберг выделяет три основных компонента, делающих креативность возможной:
- Человек: Личность, обладающая творческим потенциалом, описывается её мотивациями и особенностями.
- Задача: Задача, которая позволяет проявить креативность, должна быть лично значимой и открытой для различных решений.
- Окружение: Среда, в которой человек работает, должна поддерживать и способствовать креативным подходам.
Креативные личности
Люди, обладающие потенциалом креативности, часто легко воспринимают новые вызовы. Они стремятся решать проблемы, движимые любопытством и желанием учиться. Кроме того, такие личности открыты к новому опыту. Вместо того чтобы придерживаться комфорта и рутины, они готовы пробовать новое, что расширяет их кругозор и мышление.
Влияние окружения
Не каждая задача, с которой мы сталкиваемся, создает возможности для креативности. Задачи, позволяющие проявить креативность, имеют личное значение и допускают множество направлений или решений. Например, одно и то же задание может предложить творческие возможности для одного человека и не предоставить их другому. Это зависит от их мотивации и значения, которое они придают задаче.
Социальные круги и их влияние
Также важно учитывать, как социальные круги вокруг нас влияют на проявление креативности. В первую очередь, мы подвержены влиянию нашей семьи, учебных групп или рабочих команд. Если ваши друзья, коллеги и начальство не ценят креативность (или говорят, что ценят, но регулярно отвергают новые идеи), ваша вероятность проявить креативность снижается.
Роль времени в креативности
Что считается сильно креативным в одно время, может быть уже не столь оригинальным в другое. Проблемы, актуальные в разные эпохи, также различаются. Человек, который хочет построить гигантскую гидроэлектростанцию сегодня, вряд ли сможет сравниться с новатором Никола Теслой, работавшим в конце XIX и начале XX века.
Типы креативности
Когда есть люди с креативным потенциалом, исходящим из их личности, мотивации и стилей мышления, и они работают над задачами в поддерживающей обстановке, успешная креативность становится вероятной. Люди могут творить что-то оригинальное и эффективное как индивидуально (например, писатели), так и в командах (например, дизайнеры продуктов).
- Транзакционная креативность: делает что-то креативное за плату.
- Самопревращающая креативность: помогает выразить свою индивидуальность и расти как личность.
- Полностью преобразующая креативность: направлена на улучшение мира.
Заключение
Размышляя о креативности, мы можем быть целенаправленными как в отношении непосредственных целей задачи, так и в отношении более широких целей нашей креативной работы. Открытость новым идеям, гибкость в подходах и поощрение со стороны окружения способны пролить свет на суть креативного процесса и расширить его горизонты.