
Интересное сегодня
Андроид способен показывать сложные эмоции: исследование Nik...
Введение Социальные роботы, разработанные для взаимодействия с людьми, находят всё большее применени...
Как личностные черты влияют на восприятие и предпочтения в с...
Введение Лицевые характеристики играют ключевую роль в социальных взаимодействиях, позволяя быстро д...
Как понять, что вы довольствуетесь меньшим в отношениях
На протяжении многих лет Марисоль верила, что ее отношения с бойфрендом Виктором улучшатся, если он ...
Как справиться с финансовой тревожностью и избежать дурного ...
Введение Постоянный поток тревожных заголовков о падениях на рынке, экономической нестабильности и г...
Чувство воплощения с синхронизированным аватаром во время хо...
Введение В последние годы технологии смешанной реальности (MR), объединяющие виртуальную реал...
Новое исследование связывает визиты в отделение неотложной п...
Новое исследование связывает визиты в отделение неотложной помощи, связанные с галлюциногенами, с по...
Компоненты отношения: Модель ABC
Отношение — это «относительно устойчивая организация убеждений, чувств и поведенческих тенденций по отношению к социально значимым объектам, группам, событиям или символам» (Hogg & Vaughan, 2005, с. 150).
«…психологическая тенденция, выражающаяся в оценке конкретного объекта с некоторой степенью предпочтения или неприятия» (Eagly & Chaiken, 1993, с. 1).
Модель ABC отношения
Модель ABC отношения, также известная как трехкомпонентная модель, — это психологическая концепция, описывающая три составляющих отношения (Eagly & Chaiken, 1998):
- Аффективный компонент — включает эмоции и чувства человека по отношению к объекту. Например: «Я боюсь пауков».
- Поведенческий (конативный) компонент — то, как отношение влияет на действия. Например: «Я избегаю пауков и кричу, если вижу их».
- Когнитивный компонент — убеждения и знания об объекте. Например: «Я считаю, что пауки опасны».
Эти три компонента формируют индивидуальное отношение к объекту, человеку или ситуации.
Аффективный компонент
Аффективный компонент отношения отражает эмоциональные реакции, такие как симпатия, антипатия, страх или любовь. Например, позитивное отношение к спорту может мотивировать человека заниматься физической активностью.
Если человек боится пауков (аффективный компонент), он может избегать мест, где они могут быть (поведенческий компонент), из-за убеждения, что пауки опасны (когнитивный компонент).
Поведенческий компонент
Поведенческий компонент показывает, как отношение влияет на действия. Например, позитивное отношение к здоровому питанию может выражаться в выборе фруктов и отказе от фастфуда.
Когнитивный компонент
Когнитивный компонент включает убеждения и знания. Например, вера в пользу переработки отходов влияет на эмоциональное отношение и поведение.
Сила отношения
Чем сильнее отношение, тем больше оно влияет на поведение. Сила отношения зависит от:
- Важности / личной значимости — насколько отношение связано с интересами, ценностями или идентичностью человека.
- Знаний — люди сильнее придерживаются мнений, основанных на опыте, а не на слухах.
Принцип согласованности
Предполагается, что поведение должно соответствовать отношению. Однако люди иногда действуют вопреки своим убеждениям (например, курят, зная о вреде).
Исследование LaPiere (1934) показало, что когнитивные и аффективные компоненты не всегда совпадают с поведением.
Ссылки
Eagly, A. H., & Chaiken, S. (1998). Attitude, structure and function. Handbook of social psychology, 269-322.
Eagly, A. H., & Chaiken, S. (1993). The psychology of attitudes. Harcourt Brace Jovanovich College Publishers.
Hogg, M., & Vaughan, G. (2005). Social Psychology (4th edition). London: Prentice-Hall.
LaPiere, R. T. (1934). Attitudes vs. Actions. Social Forces, 13, 230-237.