Латентное обучение в психологии: как работает и примеры

Латентное обучение в психологии: как работает и примеры

Интересное сегодня

Анализ кластеров для исследования когнитивного резерва и изм...

Старение населения и увеличение числа случаев деменции привлекают внимание к исследованиям по предот...

Quaddle 2.0: Инструмент для генерации 3D-объектов в когнитив...

Введение Исследование когнитивных процессов требует инструментов, которые могут точно манипулировать...

Улучшение эмоциональной доступности в парах мать-малыш с пом...

Введение Возраст от 18 до 36 месяцев — это уникальный период быстрого роста мозга, увеличения автоно...

Как противопоставление мнений, поощряющее пользователей прин...

Социальные взаимодействия все больше происходят в интернете. Этот тренд открывает захватывающие возм...

Профилактика непреднамеренных травм у детей: подходы и страт...

Введение Непреднамеренные травмы, включая дорожные происшествия, утопления, отравления, ожоги и паде...

Как помочь людям с аутизмом: 5 советов

Введение Каждый год, в месяц принятия аутизма, многие люди и организации занимаются деятельностью, п...

когнитивная карта
когнитивная карта
Thumbnail 1
Оригинал исследования на сайте автора

Что такое латентное обучение?

Латентное обучение — это тип обучения, который не проявляется в поведении обучающегося в момент усвоения информации, но становится очевидным позже, когда появляется подходящая мотивация или обстоятельства. Это доказывает, что обучение может происходить без немедленного подкрепления поведения.

Роль Эдварда Толмена в изучении латентного обучения

Эдвард Толмен широко известен как исследователь, открывший и популяризировавший концепцию латентного обучения благодаря своим экспериментам с крысами в 1930-х годах. Хотя идея о том, что обучение может происходить без немедленного подкрепления, обсуждалась и ранее, именно систематические эксперименты Толмена с лабиринтами наглядно продемонстрировали этот феномен.

Примеры латентного обучения в жизни

Толмен утверждал, что люди ежедневно сталкиваются с латентным обучением. Например, когда мы ежедневно идём или едем по одному маршруту, мы запоминаем расположение зданий и объектов, но осознаём это только тогда, когда нам нужно найти конкретное место.

Эксперименты Толмена с крысами

Толмен проводил эксперименты с крысами в лабиринтах, чтобы изучить роль подкрепления в обучении. Эти эксперименты привели к теории латентного обучения.

Пример латентного обучения у детей

Ребёнок может наблюдать, как родители управляют автомобилем, не пытаясь сознательно запомнить процесс. Позже, во время игры с игрушечной машинкой, он имитирует действия: заводит двигатель, проверяет зеркала и включает поворотники, хотя его этому специально не учили.

Когнитивные карты как пример латентного обучения

Толмен ввёл термин когнитивная карта — это внутреннее представление (или образ) внешних элементов окружающей среды. Он предположил, что люди и животные собирают множество сигналов из окружения и используют их для создания мысленного образа пространства.

Эксперимент с крысами в лабиринте

В своих экспериментах Толмен заметил, что даже без прямого вознаграждения крысы формировали «ментальную карту» лабиринта. Когда позже им предлагали награду, они находили выход быстрее, чем крысы без предварительного опыта.

Цель эксперимента

Доказать, что крысы принимают навигационные решения на основе знаний об окружении, а не только из-за вознаграждения.

Методика

В исследовании использовались три группы крыс:

  • Группа 1 (с вознаграждением): Каждый раз получала еду в конце лабиринта.
  • Группа 2 (с отсроченным вознаграждением): Первые 10 дней не получала еду, затем начала получать.
  • Группа 3 (без вознаграждения): Никогда не получала еду.

Результаты

Группа с отсроченным вознаграждением к 10-му дню сформировала когнитивную карту лабиринта, но не проявляла активность до появления мотивации (еды). После введения награды они стали находить выход быстрее, чем группа, получавшая вознаграждение с первого дня.

Критическая оценка латентного обучения

Сильные стороны

  • Бросило вызов бихевиоризму, показав, что обучение возможно без подкрепления.
  • Эксперименты Толмена подтвердили существование латентного обучения.
  • Объясняет, как люди учатся в повседневной жизни без явных наград.
  • Заложило основы когнитивного подхода в психологии.

Слабые стороны

  • Сложно измерить, так как обучение не сразу проявляется.
  • Опирается на эксперименты с животными, что затрудняет перенос на людей.
  • Не объясняет все виды обучения.
  • Не раскрывает полностью когнитивные механизмы.

Часто задаваемые вопросы

Чем отличается латентное обучение от наблюдательного?

Латентное обучение — это усвоение информации без немедленного проявления, а наблюдательное — это подражание действиям других.

В чём разница между имплицитным и латентным обучением?

Имплицитное обучение происходит бессознательно, а латентное подразумевает задержку в демонстрации знаний.

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода