
Интересное сегодня
Темная тетрада в личности: как злые качества влияют на разре...
Введение Темная тетрада в личности описывает черты людей с высокими уровнями антипатии и доминирован...
Модели распространения слухов и антислухов на основе квантов...
ВведениеИнтернет, обладая свойствами открытости, доступности и оперативности, значительно ускоряет р...
Интеллект и ожирение в эпоху эпидемии ожирения
Многочисленные исследования, проведенные за последние пять десятилетий, показали обратную связь межд...
Индивидуальные различия в суждениях о временной последовател...
Введение Суждение о временной последовательности (TOJ) — это задача, предназначенная для оценки врем...
Профили развития детей с расстройством аутического спектра
Введение В 1970 году 1–2 из каждых 10 000 детей были диагностированы с аутизмом, в то время как в 20...
Влияние аутизма на внимание к социальным и неспециальным сти...
Введение Люди, как правило, обращают внимание на социальные стимулы, такие как лица, глаза, тела и д...
Что такое достоверность в качественных исследованиях?
Достоверность — один из ключевых критериев надежности качественных исследований, аналогичный внутренней валидности в количественных исследованиях. Она отражает уверенность в истинности и точности полученных результатов, а также степень, в которой выводы исследования заслуживают доверия и точно передают взгляды и опыт участников.
Почему достоверность важна в качественных исследованиях?
Качественные исследования фокусируются на субъективном опыте и интерпретациях, что требует строгого подхода к обеспечению достоверности. В отличие от количественных методов, где используются статистические показатели, качественные исследования опираются на демонстрацию «ценности истины» через различные стратегии.
Методы обеспечения достоверности
Триангуляция
Триангуляция основана на принципе конвергенции: использовании различных источников, методов или точек зрения для анализа явления. Этот подход повышает доверие к результатам, минимизируя влияние предвзятости. Триангуляция применяется не только при сборе данных, но и при их анализе, что усиливает достоверность выводов.
Продолженное включение
Этот метод предполагает длительное взаимодействие с участниками или полевыми условиями для установления доверия и глубокого понимания контекста. Такой подход позволяет выявить скрытые закономерности и получить более точные данные.
Рефлексивность
Рефлексивность — это процесс критического осмысления влияния субъективности и предубеждений исследователя на ход работы. Ведение рефлексивного журнала и прозрачность методологии помогают минимизировать искажения.
Проверка участниками (member checking)
Участники получают возможность проверить точность своих ответов и интерпретаций исследователя. Это особенно важно при работе с субъективными данными, так как позволяет скорректировать возможные ошибки.
Экспертный анализ (peer debriefing)
Консультации с коллегами, не вовлеченными в исследование, помогают выявить слабые места в методологии и интерпретациях, повышая надежность результатов.
Густая описательность (thick description)
Подробное описание контекста, цитаты участников и анализ данных делают выводы более прозрачными и обоснованными.
Типичные сложности при обеспечении достоверности
Баланс объективности и субъективности
Исследователям необходимо учитывать как собственное влияние, так и перспективы участников, избегая искажений.
Методологические нюансы
Выбор неподходящих методов или формальный подход к проверке достоверности могут снизить качество исследования.
Эпистемологические аспекты
Качественные исследования часто сталкиваются с множественностью интерпретаций, что требует гибкости в анализе.
Как отразить достоверность в отчете?
Методологический раздел
Здесь важно детально описать:
- Использованные стратегии (триангуляция, рефлексивность и др.).
- Процедуры сбора и анализа данных.
- Меры по минимизации предвзятости.
Раздел результатов
Для подтверждения достоверности:
- Используйте прямые цитаты участников.
- Покажите разнообразие мнений.
- Свяжите выводы с характеристиками выборки.
Рекомендуемая литература
- Anney, V. N. (2014). Ensuring the quality of the findings of qualitative research.
- Lincoln, Y. S., & Guba, E. G. (1985). Naturalistic Inquiry.
- Shenton, A. K. (2004). Strategies for ensuring trustworthiness in qualitative research.