Влияние Блуждающего Ума на Обучение и Проблемное Решение

Влияние Блуждающего Ума на Обучение и Проблемное Решение

Интересное сегодня

Как наши метакогнитивные способности влияют на самопроизводи...

Введение Метакогниция — это способность «думать о мышлении», позволяющая нам оценивать свои когнитив...

Как вести сложные разговоры с детьми о Рождестве

Рождество часто приносит в наш дом непростые разговоры. Я думала, что с возрастом дети перестанут за...

Музыкальная терапия как лечение хронической боли

Введение Хроническая боль (ХБ) была определена Международной ассоциацией по исследованию боли как ус...

Влияние хронических расстройств сна на мозг: различия и посл...

Введение Хронические расстройства сна и краткосрочная нехватка сна оказывают различное влияние на ра...

Номофобия среди студентов-медсестер: распространенность и св...

Введение Исследование номофобии, или страха остаться без мобильного телефона, показывает, что этот ф...

Как преодолеть одиночество и построить настоящие связи

Введение В мире, который, как никогда, соединён благодаря технологиям, одиночество достигло эпидемич...

Оригинал исследования на сайте автора

Введение

Блуждающий ум — это интригующее явление; в среднем человек проводит до 50% своего бодрствующего времени в этом полудремлющем состоянии. Хотя оно известно тем, что подрывает эффективность выполнения задач, требующих сосредоточенного внимания, блуждающий ум также ассоциируется с улучшенной работой в других областях. Например, это состояние дает преимущества в креативности и некоторых видах решения проблем.

Подход

Недавно проведённое исследование в журнале The Journal of Neuroscience (Simor и др., 2025) охватывает влияние блуждающего ума на статистическое обучение. Статистическое обучение включает выявление связей и замечание паттернов в потоках сложной информации. Этот процесс происходит вне осознания, неосознанно и не под контролем, за исключением, возможно, того момента, когда мы просто даем себе немного свободы.

Эксперимент в Лаборатории

В этом исследовании ученые набрали 37 участников и попросили их пройти несколько проб упражнений, требующих внимания, в частности, тест Alternating Serial Reaction Time (ASRT). Он заключался в том, что участники должны были нажимать клавишу на клавиатуре в соответствии с направлением стрелки на экране. Например, если стрелка указывала вправо, они должны были нажать соответствующую клавишу. Во время примерно 30 испытаний ASRT участники носили шапочки с электродами для отслеживания активности мозговых волн.

После каждого испытания участников оценивали по уровню блуждания ума относительно восприятий, мыслей или воспоминаний, не связанных с задачей ASRT. О чем они думали? Был ли их ум пуст? На сколько их ум блуждал от задачи?

Что Мы Узнали

Результаты показали, что блуждание ума сильно варьировало как от человека к человеку, так и в ходе испытаний для каждого участника. Непосредственно связанная статистическая информация показала, что статистическое обучение было улучшено во время блуждания ума, но блуждание ума мешало визуомоторной эффективности. Таким образом, блуждание ума не только не мешало статистическому обучению, но и усиливало способность непреднамеренно замечать паттерны в быстром потоке информации. Это было верно для всей выборки, даже после учёта индивидуальных различий.

Импликации

Исследование согласуется с предыдущими работами, показывающими избирательные преимущества блуждающего ума. Главное, что блуждающий ум оказался полезен для статистического обучения независимо от индивидуальной вариации. Это подсказывает, что это общее свойство нашего мышления. Сходство с мозговыми волнами сна также указывает на то, что обучение во сне может следовать за процессом блуждания ума, поддерживая непреднамеренное создание связей через статистическое обучение.

Люди, которые стремятся использовать блуждающий ум для обучения, могут извлечь наибольшую выгоду, когда это блуждание происходит естественно и спонтанно. Принудительное блуждание, скорее всего, окажется менее эффективным. Однако создание условий, в которых ум склонен непреднамеренно блуждать, может позволить полусознательно развивать это плодовитое состояние ума. Это может быть особенно интересно для людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), поскольку у них наблюдается более частое блуждание ума. Они могут воспользоваться креативностью, вероятностной переработкой информации и определёнными видами улучшенного решения проблем.

Заключение

Грамотно выбирая момент дать своему разуму блуждать, когда сосредоточиться и как гибко переходить между этими состояниями, можно оптимизировать производительность. Это имеет важные последствия для психотерапии, особенно для психоаналитической терапии, где человеческое развитие во многом зависит от способности мечтать — не только в прямом смысле, но и как форма опыта, создания смысла и обучения.

Как сказал психоаналитик Томас Х. Огден: "Участие в сновидении пациента безсознательных и прерванных снов позволяет аналитикам глубже понять пациента и поддерживать правдивый обмен эмоциями в аналитических отношениях".

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода