
Интересное сегодня
Давина Макколл: Восстановление уверенности и значение благоп...
Введение Давина Макколл – известная телеведущая, которая делится своим личным опытом восстановления ...
Воображение движения влево и вправо: целостное движение тела...
Введение Моторное воображение (MI) — это способность симулировать физические движения без их реально...
Моральный гнев и его влияние на онлайн-активизм: что работае...
Введение Исследование, проведенное командой ученых под руководством доктора Стефана Лича из Ланкасте...
Две стороны нарциссизма: уязвимость и грандиозность
Нарциссизм часто рассматривается через призму двух противоположных проявлений: уязвимости и грандиоз...
Систематический обзор модераторов и медиаторов СДВГ и суицид...
Введение Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), признанный одним из наиболее распростра...
Уровень самоуверенности при борьбе с раком и качество жизни ...
Исследование самоуверенности при борьбе с раком Это исследование направлено на описание уровня самоу...
Исследование, проведенное в Университете Портсмута, показывает, что шимпанзе и дети проявляют интерес к наблюдению за социальными взаимодействиями, даже если это связано с определенными затратами. Оба вида предпочитают смотреть видео с социальными сценами, а не с одиночными индивидами. Некоторые участники, включая детей и самцов шимпанзе, даже отказывались от наград, чтобы удовлетворить свое любопытство. Эти результаты свидетельствуют о том, что социальное любопытство не является исключительно человеческой чертой, а имеет глубокие эволюционные корни, общие с нашими приматными родственниками.
Почему мы наблюдаем за другими?
Наблюдение за тем, как другие взаимодействуют, помогает нам понять отношения, избегать проблем и определить, кому можно доверять. Это исследование, опубликованное в Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, показывает, что любопытство к социальному поведению не является исключительно человеческой чертой – оно разделяется с одним из наших ближайших приматных родственников.
После многих лет наблюдения за детьми и шимпанзе, которые иногда прерывали исследовательские игры, чтобы наблюдать за своими сверстниками, исследовательская группа была вдохновлена изучить новую социальную область в развивающейся области исследований любопытства.
Доктор Лаура Симона Льюис из Университета Калифорнии в Санта-Барбаре отметила: «Раньше мало что было известно о развивающихся и эволюционных корнях социального любопытства, определяемого как мотивация получать информацию о действиях, отношениях и психологии других. Теперь исследовательская группа обнаружила, что шимпанзе и маленькие дети предпочитают смотреть видео с социальными взаимодействиями по сравнению с видео одного индивида, и маленькие дети и самцы шимпанзе даже платят материальную цену за получение социальной информации». Это означает, что социальное любопытство появляется рано в человеческом развитии и разделяется с одним из наших ближайших живых родственников, шимпанзе.
Методы исследования
Для измерения социального любопытства исследователи построили два специальных «ящика любопытства» – деревянные конструкции, содержащие планшеты с различными видео. В каждом эксперименте шимпанзе и дети в возрасте от 4 до 6 лет могли выбирать между просмотром социального взаимодействия (например, ухода, игры или конфликта) или видео с одним индивидом, действующим в одиночку.
Эксперимент 1: Выбор между социальными и одиночными сценами
В первом эксперименте оба вида постоянно проводили больше времени, наблюдая за социальными сценами. Во втором эксперименте участникам нужно было выбирать между наградой (семена джекфрута для шимпанзе, мраморные шарики для детей) и возможностью посмотреть социальное видео. Некоторые, особенно младшие дети и самцы шимпанзе, выбрали видео вместо угощения.
Эксперимент 2: Предпочтения в социальных взаимодействиях
Финальный эксперимент проверял, предпочитают ли индивиды наблюдать за положительными взаимодействиями (например, уход или игра) или за отрицательными (например, конфликты). Хотя шимпанзе не проявляли сильного предпочтения, человеческие дети проявляли: по мере взросления мальчики больше интересовались отрицательными взаимодействиями, тогда как девочки склонялись к положительным.
Эволюционные корни социального любопытства
Это исследование является одним из первых, которое тестирует социальное любопытство напрямую как у людей, так и у шимпанзе, используя одну и ту же установку. Оно предполагает, что наш интерес к тому, что делают другие – кто сотрудничает, кто ссорится, за кем стоит следить – может быть чем-то, что мы унаследовали от общего предка миллионы лет назад. И это любопытство может быть больше, чем просто развлечение. Наблюдение за тем, как другие взаимодействуют, помогает нам понять отношения, избегать проблем и определить, кому можно доверять.
Этот вид социального любопытства действительно очень важен для изучения нашей среды, принятия решений и построения отношений.
Исследователи предлагают, что будущие исследования могут изучить, как социальное любопытство развивается у более молодых шимпанзе и в разных человеческих культурах, а также сравнить взрослых обоих видов. Они также рекомендуют тестировать других великих обезьян, таких как бонобо и орангутанги, и исследовать, как факторы, такие как знакомство или тип отношений (друзья против незнакомцев), влияют на любопытство. Эти знания могут помочь раскрыть, как социальное любопытство развивалось и почему оно варьируется в зависимости от возраста, пола и вида.
Заключение
Исследование показывает, что социальное любопытство является важной чертой, которая помогает нам и нашим приматным родственникам выживать и процветать в сложных социальных группах. Это любопытство имеет глубокие эволюционные корни и играет ключевую роль в нашем понимании окружающего мира и построении отношений.