
Интересное сегодня
Признаки вербального насилия: как распознать и защититься
Что такое вербальное насилие? Вербальное насилие — это форма эмоционального вреда, при которой один ...
Эмоциональный интеллект в спорте: как разные виды спорта вли...
Введение Конкурирующий спорт - это контекст, известный своей высокой эмоциональной интенсивностью, г...
Убийства-самоубийства в США: статистика, жертвы и меры профи...
Основные факты об убийствах-самоубийствах в США Новое исследование Колумбийского университета (Colum...
Как сенсомоторная адаптация выявляет систематические искажен...
ВведениеВопрос о существовании искажений в визуальном восприятии и их влиянии на действия, основанны...
Как осознанность в отношениях влияет на их качество и удовле...
Осознанность в отношениях: почему это важно? Как часто вы действительно осознаёте, что говорит ваш п...
Профили развития детей с расстройством аутического спектра
Введение В 1970 году 1–2 из каждых 10 000 детей были диагностированы с аутизмом, в то время как в 20...
Исследование, проведенное в Университете Портсмута, показывает, что шимпанзе и дети проявляют интерес к наблюдению за социальными взаимодействиями, даже если это связано с определенными затратами. Оба вида предпочитают смотреть видео с социальными сценами, а не с одиночными индивидами. Некоторые участники, включая детей и самцов шимпанзе, даже отказывались от наград, чтобы удовлетворить свое любопытство. Эти результаты свидетельствуют о том, что социальное любопытство не является исключительно человеческой чертой, а имеет глубокие эволюционные корни, общие с нашими приматными родственниками.
Почему мы наблюдаем за другими?
Наблюдение за тем, как другие взаимодействуют, помогает нам понять отношения, избегать проблем и определить, кому можно доверять. Это исследование, опубликованное в Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, показывает, что любопытство к социальному поведению не является исключительно человеческой чертой – оно разделяется с одним из наших ближайших приматных родственников.
После многих лет наблюдения за детьми и шимпанзе, которые иногда прерывали исследовательские игры, чтобы наблюдать за своими сверстниками, исследовательская группа была вдохновлена изучить новую социальную область в развивающейся области исследований любопытства.
Доктор Лаура Симона Льюис из Университета Калифорнии в Санта-Барбаре отметила: «Раньше мало что было известно о развивающихся и эволюционных корнях социального любопытства, определяемого как мотивация получать информацию о действиях, отношениях и психологии других. Теперь исследовательская группа обнаружила, что шимпанзе и маленькие дети предпочитают смотреть видео с социальными взаимодействиями по сравнению с видео одного индивида, и маленькие дети и самцы шимпанзе даже платят материальную цену за получение социальной информации». Это означает, что социальное любопытство появляется рано в человеческом развитии и разделяется с одним из наших ближайших живых родственников, шимпанзе.
Методы исследования
Для измерения социального любопытства исследователи построили два специальных «ящика любопытства» – деревянные конструкции, содержащие планшеты с различными видео. В каждом эксперименте шимпанзе и дети в возрасте от 4 до 6 лет могли выбирать между просмотром социального взаимодействия (например, ухода, игры или конфликта) или видео с одним индивидом, действующим в одиночку.
Эксперимент 1: Выбор между социальными и одиночными сценами
В первом эксперименте оба вида постоянно проводили больше времени, наблюдая за социальными сценами. Во втором эксперименте участникам нужно было выбирать между наградой (семена джекфрута для шимпанзе, мраморные шарики для детей) и возможностью посмотреть социальное видео. Некоторые, особенно младшие дети и самцы шимпанзе, выбрали видео вместо угощения.
Эксперимент 2: Предпочтения в социальных взаимодействиях
Финальный эксперимент проверял, предпочитают ли индивиды наблюдать за положительными взаимодействиями (например, уход или игра) или за отрицательными (например, конфликты). Хотя шимпанзе не проявляли сильного предпочтения, человеческие дети проявляли: по мере взросления мальчики больше интересовались отрицательными взаимодействиями, тогда как девочки склонялись к положительным.
Эволюционные корни социального любопытства
Это исследование является одним из первых, которое тестирует социальное любопытство напрямую как у людей, так и у шимпанзе, используя одну и ту же установку. Оно предполагает, что наш интерес к тому, что делают другие – кто сотрудничает, кто ссорится, за кем стоит следить – может быть чем-то, что мы унаследовали от общего предка миллионы лет назад. И это любопытство может быть больше, чем просто развлечение. Наблюдение за тем, как другие взаимодействуют, помогает нам понять отношения, избегать проблем и определить, кому можно доверять.
Этот вид социального любопытства действительно очень важен для изучения нашей среды, принятия решений и построения отношений.
Исследователи предлагают, что будущие исследования могут изучить, как социальное любопытство развивается у более молодых шимпанзе и в разных человеческих культурах, а также сравнить взрослых обоих видов. Они также рекомендуют тестировать других великих обезьян, таких как бонобо и орангутанги, и исследовать, как факторы, такие как знакомство или тип отношений (друзья против незнакомцев), влияют на любопытство. Эти знания могут помочь раскрыть, как социальное любопытство развивалось и почему оно варьируется в зависимости от возраста, пола и вида.
Заключение
Исследование показывает, что социальное любопытство является важной чертой, которая помогает нам и нашим приматным родственникам выживать и процветать в сложных социальных группах. Это любопытство имеет глубокие эволюционные корни и играет ключевую роль в нашем понимании окружающего мира и построении отношений.