Влияние социокультурного стресса на психическое здоровье матерей и подростков в мексиканских иммигрантских семьях

Влияние социокультурного стресса на психическое здоровье матерей и подростков в мексиканских иммигрантских семьях

Интересное сегодня

Почему люди верят в теории заговора: психология значимости

Глубокая психологическая потребность чувствовать себя значимым лежит в основе многих человеческих по...

Как самоирония помогает в психотерапии и повседневной жизни

Сила самоиронии в психологииСамоуничижительный юмор, при грамотном использовании, становится мощным ...

Экологические взаимосвязи раннего детского развития: Значени...

Введение Развитие ребенка в ранние годы происходит на основе широкой системы отношений, находящихся ...

Романтическая химия: Как отличить влечение от доброты

Романтическая химия: Как отличить влечение от добротыРомантическая химия крайне трудно предсказуема,...

Оценка способности крупных языковых моделей имитировать личн...

Введение Недавние достижения в области крупных языковых моделей (LLMs) открывают новые возможности д...

Исследование связи между исполнительными функциями и эмоцион...

Эмоциональная гранулярность и её значение Эмоциональная гранулярность, или эмоциональная дифференциа...

figure 2
figure 2
figure 1
figure 1
Thumbnail 1
Thumbnail 2
Оригинал исследования на сайте автора

Введение

Иммигранты, часто воспринимаемые как социальные аутсайдеры, сталкиваются с проблемами психического здоровья из-за социокультурного стресса, такого как экономические трудности и дискриминация (Huynh, 2012; Roosa et al., 2009; Salas-Wright et al., 2021). Эти проблемы могут быть особенно значительными для мексиканских иммигрантских семей в США, где родители имеют ограниченные знания английского языка и полагаются на своих подростков для навигации по культурным и языковым барьерам. Хотя Теория семейных систем подчеркивает взаимосвязь членов семьи (Broderick, 1993; Cox & Paley, 1997), предыдущие исследования в основном рассматривали одностороннюю передачу стресса от родителей к детям, особенно от матерей, которые обычно являются основными опекунами в семьях (Pakaluk & Price, 2020). Этот подход игнорирует агентство подростков в формировании материнских результатов. Более того, хотя подростковый возраст широко признан как чувствительный период развития, влияемый контекстуальными факторами (Blakemore & Mills, 2014; Mendoza et al., 2017), было предпринято мало усилий для определения уязвимых возрастов в этом периоде в отношении эффектов переноса стресса между матерями и подростками. Текущее исследование заполняет эти пробелы, изучая, как социокультурный стресс, испытываемый матерями и подростками, может передаваться и влиять на внутренние симптомы друг друга и как это влияние может варьироваться от раннего до позднего подросткового возраста в мексиканских иммигрантских семьях.

Теоретические рамки

Теория семейных систем (Bowen, 1993) и эффект переноса стресса (Repetti & Bai, 2025) предоставляют дополнительные линзы для изучения того, как социокультурный стресс, испытываемый матерями и подростками, взаимно влияет на их внутренние симптомы (например, тревога, депрессивные симптомы) и как эти динамики варьируются в подростковом возрасте. Теория семейных систем (Bowen, 1993) утверждает, что матери и подростки образуют взаимозависимую эмоциональную единицу, где социокультурный стресс (например, культурное несоответствие, экономический стресс, стресс иностранца) в одном члене семьи отражается через отношения, формируя внутренние симптомы другого (например, тревога и депрессивные симптомы). Эта взаимозависимость отражает круговую причинность: стресс матери может нарушить практики воспитания, усугубляя стресс подростка, в то время как стресс подростка может усилить семейное напряжение, ухудшая психическое здоровье матери. Эти эффекты дополнительно объясняются концепцией переноса стресса (Repetti & Bai, 2025), которая подчеркивает, как стресс из внешних контекстов (например, социокультурный стресс, испытываемый членами семьи) "переносится" на семейные взаимодействия, нарушая гармонию отношений и, следовательно, влияя на психическое здоровье членов семьи.

Материнский социокультурный стресс и внутренние симптомы подростков

Матери, испытывающие высокий уровень социокультурного стресса, могут непреднамеренно передавать тревогу или негативность своим подросткам, которые могут затем интернализировать эти чувства, что приводит к усилению внутренних симптомов у подростков, таких как тревога и депрессивные симптомы. Культурный стресс родителей (например, дискриминация и негативный контекст восприятия) среди этнических меньшинств показал, что способствует внутренним симптомам детей (Ford et al., 2013; Lorenzo-Blanco et al., 2017). Например, продольное исследование 344 подростков мексиканского происхождения (возраст 14–16 лет) показало, что подростки сообщали о большем количестве внутренних симптомов, когда их родители испытывали дискриминацию и передавали им культурный стресс (Espinoza et al., 2016). Также исследование, основанное на 161 основных опекуне мексиканских девочек, показало, что культурный стресс родителей от расизма, аккультурации и политической враждебности значительно связан с тревожными симптомами у молодежи (Mullins et al., 2024). Однако немногие исследования рассматривали культурные стрессовые переживания, которые происходят часто, но являются менее явными, такие как стрессовые переживания, связанные с восприятием себя иностранцем и чувством несоответствия.

Социокультурный стресс подростков и внутренние симптомы матерей

Переживания социокультурного стресса подростков могут быть значительной проблемой для их матерей (Harcourt et al., 2014), которые часто выступают в роли основных опекунов и ожидают предоставления эмоциональной поддержки. Учитывая ключевую роль, которую матери играют в удовлетворении эмоциональных потребностей подростков, стресс, воспринимаемый подростками, в свою очередь, может передаваться их матерям, потенциально способствуя повышению уровня внутренних симптомов матерей. Например, родители, у которых подростки испытывают больше (в сравнении с меньшим) дискриминации, сообщают о меньшем количестве положительных эмоций в латиноамериканской выборке в США (Bámaca et al., 2022).

Подход

Текущее исследование собрало продольные данные от подростков и матерей из мексиканских иммигрантских семей в трех волнах на протяжении примерно пяти лет (Kim et al., 2024). В исследовании приняли участие 604 подростка (54% девочек) и 595 матерей, проживающих в и около центрального Техаса в США. В первой волне (2012–2015) участники-подростки были в возрасте 11–15 лет (M = 12.92, SD = 0.92) в средней школе (6–8 классы), а матери были в возрасте 27–65 лет (M = 38.89, SD = 5.74). Большинство участников-подростков жили с обоими родителями (76%) и родились в США (75%), а средний доход семьи составлял от $20,001 до $30,000. Большинство молодежи (91.7%) имели право на бесплатный или льготный школьный обед. Большинство молодежи (86.3%) назвали матерей основными опекунами. Почти все матери родились в Мексике (99%), а средний возраст прибытия в США для постоянного проживания составлял 23.31 года. Во второй волне (год спустя) 80% подростков (n = 483, 55% девочек; Mage = 13.72, SD = 0.90) и 81% матерей (n = 479, Mage = 39.80, SD = 5.85) продолжали участвовать в исследовании. В третьей волне (четыре года спустя после второй волны) 55% подростков (n = 334, 56% девочек; Mage = 17.62, SD = 1.05) и 55% матерей (n = 329, Mage = 43.85, SD = 5.75) продолжали участвовать в исследовании. Все доступные данные из трех волн были включены в анализ, включая участников, которые участвовали только в одной или двух волнах. Чтобы исследовать характер пропущенных данных от семей, которые не продолжали участвовать в исследовании на протяжении волн, был проведен анализ аттриции для определения различий в переменных исследования и демографических данных (например, возраст подростка, пол, место рождения и образование матери). На основании результатов семьи, которые оставались в исследовании для второй волны, показали более высокий уровень образования матерей, t (591) = 2.41, p < 0.05. Семьи, которые оставались в исследовании от второй до третьей волны, имели более молодых участников-подростков, t (481) = 2.97, p < 0.01.

Заключение

Хотя материнский и подростковый социокультурный стресс показал, что он препятствует внутренним симптомам друг друга, остаются пробелы в определении периодов развития наибольшей уязвимости для этого влияния и в раскрытии, варьируется ли это влияние в зависимости от типа социокультурного стресса. Текущее исследование основывалось на Теории семейных систем (Broderick, 1993; Cox & Paley, 1997) и принимает развивающуюся перспективу для понимания того, как социокультурный стресс, испытываемый подростками и матерями, может быть связан с внутренними симптомами друг друга (например, тревога и депрессивные симптомы) и как такие ассоциации могут варьироваться со временем. Результаты показывают эффект переноса культурного стресса подростков, воспринимаемых как иностранцы или несоответствующих, на внутренние симптомы матерей в раннем подростковом возрасте, а также эффект переноса экономического стресса подростков на тревогу матерей в среднем подростковом возрасте. Однако, в отличие от предыдущих исследований и гипотез, ассоциации между материнским стрессом и внутренними симптомами подростков были относительно слабыми или незначительными в течение большей части подросткового периода. Это исследование выявило критические временные окна, когда матери уязвимы к стрессу подростков (например, ранний подростковый возраст для культурного стресса и средний подростковый возраст для экономического стресса) и подчеркнуло необходимость изучения социокультурного стресса в рамках семейных систем.

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода