Интересное сегодня
Как преодолеть мышление «всё или ничего»: примеры и стратеги...
Что такое мышление «всё или ничего»? Мышление «всё или ничего» (также известное как черно-белое или ...
Как интегрировать ценности в систему оценки персонала: приме...
Введение Ценности и их практическое воплощение играют ключевую роль в профессиональной деятельности....
Роль мировоззрений, факторов риска радикализации и личностны...
Введение Антинаучные движения привели не только к общественному недоверию к науке, но и к случаям пр...
Музыкальная терапия как лечение хронической боли
Введение Хроническая боль (ХБ) была определена Международной ассоциацией по исследованию боли как ус...
Влияние ожирения на мозг: как распределение жира ускоряет ст...
Ожирение как глобальная проблема здоровья мозга Ожирение стало глобальной проблемой здоровья с далек...
Как люди воспринимают других: сетевой подход к социальным вы...
Введение Люди часто формируют социальные выводы на основе внешности, эмоций и других минимальных сиг...
Механизмы социального взаимодействия у приматов
Процессы, лежащие в основе социального взаимодействия у людей, могут также играть роль в коммуникации с небиологическими агентами, такими как роботы или андроиды. Исследования в области взаимодействия человека и робота затрагивают механизмы эмпатии, принятия перспективы и сенсомоторного моделирования, которые модулируются степенью знакомства наблюдателя с агентом или действием.
Изучение невербального поведения животных проливает свет на эволюционные истоки социальных механизмов. Хотя большинство исследований сосредоточено на внутривидовых взаимодействиях, кросс-видовые работы расширяют понимание таких феноменов, как заразная зевота. В данном исследовании мы изучаем реакцию шимпанзе на действия небиологического агента — андроида.
Методология эксперимента
Участники и условия
В исследовании участвовали 14 взрослых шимпанзе (Pan troglodytes) в возрасте от 10 до 33 лет. Животные содержались в естественных условиях в приюте Fundació Mona (Испания). Эксперимент проводился с использованием андроида, способного воспроизводить три типа лицевых движений: зевок (Yawn), частичное открытие рта (Gape) и нейтральное выражение (Close).
Дизайн андроида
Андроид высотой 45 см был оснащен 33 сервомоторами для точного воспроизведения мимики. Движения программировались на языках C/C++, Python и MATLAB, имитируя биологическую динамику человеческого лица. Каждое действие длилось 10 секунд и повторялось 15–20 раз за 5-минутную сессию.
Процедура
Эксперимент состоял из трех фаз: базовой (без стимула), демонстрации андроида и пост-стимульной. Поведение шимпанзе фиксировалось на видео и анализировалось независимыми кодировщиками. Основные измеряемые параметры: количество зевков, время, проведенное лежа, и продолжительность взгляда на андроид.
Результаты и их значение
57.1% шимпанзе демонстрировали заразную зевоту в ответ на зевки андроида. Наибольшая реакция наблюдалась при полном открытии рта (Yawn), меньшая — при частичном (Gape), и отсутствовала в Close-условии. Кроме того, животные чаще лежали после наблюдения зевков, что может указывать на ассоциацию зевоты с отдыхом.
Эти результаты подтверждают, что заразная зевота не требует социальной близости или биологического агента, а может запускаться искусственными стимулами. Исследование подчеркивает эволюционную роль зевоты как невербального сигнала и открывает новые направления для изучения кросс-видовых и кросс-агентных взаимодействий.