Фундаментальная ошибка атрибуции в психологии: почему мы ошибаемся в суждениях о других

Фундаментальная ошибка атрибуции в психологии: почему мы ошибаемся в суждениях о других

Интересное сегодня

Как доминантность лиц влияет на стереотипы детей о интеллект...

Введение Стереотипы пронизывают нашу культуру и влияют на восприятие интеллекта. В частности, в запа...

Как частота мониторинга влияет на восприятие прогресса: ново...

Введение в исследование восприятия прогресса Вы, вероятно, слышали пословицу «Чайник, за которым сле...

Психоделическая терапия для лечения нервной анорексии и связ...

Нервная анорексия (НА) — это потенциально смертельное психиатрическое расстройство с серьезными меди...

Как освободиться от газлайтинга в отношениях

Введение Вы чувствуете, что теряете контроль над реальностью. То, что ваш партнер сказал что-то обид...

Аутизм и расстройства пищевого поведения: связь между ARFID ...

ВведениеРасстройство аутистического спектра (РАС) — это нейроразвивающееся расстройство, характеризу...

Ключ к успеху: влияние позитивного мышления на настойчивость...

Введение Новое исследование связывает позитивное мышление, или «рост мышления», с высокими уровнями ...

Оригинал исследования на сайте автора

Что такое фундаментальная ошибка атрибуции?

Фундаментальная ошибка атрибуции (также известная как корреспондентское смещение или эффект сверхатрибуции) — это склонность людей переоценивать влияние личностных характеристик на поведение других, недооценивая роль ситуационных факторов.

Проще говоря, мы часто считаем, что поступки человека объясняются его «сущностью» («он ленивый», «она грубая»), вместо того чтобы учитывать внешние обстоятельства (стресс, давление общества, случайность).

История термина

Термин был введён психологом Ли Россом в 1977 году, хотя сама концепция основана на более раннем эксперименте Джонса и Харриса (1967). Росс назвал эту ошибку «концептуальным фундаментом социальной психологии».

Почему мы совершаем эту ошибку?

Возможные причины:

  • Перцептивная салиентность: мы фокусируемся на человеке, а не на контексте, который менее заметен.
  • Недостаток информации: нам проще сделать вывод о личности, чем анализировать сложные внешние факторы.
  • Культурные установки: в индивидуалистических обществах (например, в США) личные качества ценятся выше обстоятельств.

Пример: обвинение жертвы

Яркий пример ошибки — виктимблейминг, когда жертву обвиняют в произошедшем («сама виновата», «он это заслужил»). Это позволяет окружающим снизить когнитивный диссонанс, избегая сочувствия или признания системной несправедливости.

Эксперимент Джонса и Харриса

В исследовании 1967 года участники оценивали отношение спикеров к Фиделю Кастро на основе их речей. Даже когда говорилось, что позиция спикера определена жребием (монеткой), участники всё равно считали, что выступающий «за» Кастро искренне поддерживает его.

«Люди не могли воспринимать спикеров как нейтральных исполнителей роли — они приписывали им реальные убеждения»

Культурные различия

Исследование Джоан Миллер (1984) показало, что:

  • Американские дети с возрастом чаще объясняют поведение личностными чертами.
  • Дети из Индии (где преобладает коллективистская культура) чаще ссылаются на ситуационные причины.

Критика и ограничения

Фундаментальная ошибка атрибуции не абсолютна. Её проявления зависят от:

  • Культурного контекста.
  • Личного опыта наблюдателя.
  • Доступности информации о ситуации.

Как минимизировать ошибку?

Способы снизить влияние когнитивного искажения:

  • Сознательно анализировать ситуационные факторы.
  • Задавать вопросы: «Какие внешние обстоятельства могли повлиять на это поведение?»
  • Помнить о культурных различиях в восприятии.

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода