
Интересное сегодня
Как оставаться молодым душой: психология субъективного возра...
Знаменитая песня Фрэнка Синатры и её скрытый смысл Песня Фрэнка Синатры «Young at Heart» («Молод душ...
Как восприятие влияет на креативность ИИ
ВведениеНовые исследования показывают, что восприятие системы искусственного интеллекта (ИИ) как кре...
Новые маркеры для диагностики легких когнитивных нарушений: ...
Введение Легкие когнитивные нарушения (ЛКН) считаются промежуточной стадией между нормальным старени...
Эффективные методы лечения травмы у подростков с когнитивным...
Введение Высокий уровень травматизации среди подростков, вовлечённых в правовую систему (YILS), хоро...
Изучение адаптивного обучения в серийной обратной задаче у с...
Изучение адаптивного обучения Животное, способное учиться взаимосвязи между двумя последовате...
Идеальная модель наблюдателя для локализации звуковых источн...
Введение Локализация звукового источника требует от слушателя расшифровки направленной информации, в...
Введение
Интерес человека к искусству имеет глубокие исторические и биологические корни. Археологические находки свидетельствуют о ранних проявлениях художественного творчества, таких как гравированные раковины и тщательно обработанные ручные топоры, созданные Homo erectus примерно 400 000–500 000 лет назад. Неандертальцы также оставили след в художественном наследии, включая наскальные рисунки возрастом 64 000 лет. С появлением Homo sapiens художественное выражение расцвело: древнейшие гравюры и рисунки, обнаруженные в Южной Африке и Индонезии, демонстрируют развитые творческие традиции.
Гипотеза искусства как адаптации
Многие учёные, ориентированные на эволюционную психологию, предполагают, что искусство могло играть адаптивную роль, способствуя выживанию и репродуктивному успеху. Согласно этой гипотезе, художественные навыки служат сигналом генетического качества, аналогично павлиньему хвосту. Однако эмпирических подтверждений этой теории до сих пор недостаточно.
Методы исследования
В исследовании участвовали 231 мужчина из племён Асмат (n=131) и Каморо (n=100) в Западной Папуа. Из них 101 человек идентифицировали себя как резчики по дереву (художники), а 130 — как нехудожники. Данные собирались в ходе полевых исследований в 2019–2023 годах. Основные измеряемые параметры:
- Репродуктивный успех: количество детей.
- Добросовестность: оценивалась по субшкале NEO-FFI (опросник личности).
- Креативность: тест «Альтернативные использования» (генерация нестандартных идей).
- Зрительно-моторная координация: тест Purdue Pegboard.
Результаты
Предварительные модели показали, что художники имеют больше детей, но эта связь исчезла после учёта добросовестности, креативности и координации. Медиационный анализ выявил, что связь между художественной практикой и репродуктивным успехом может объясняться более высокими показателями креативности и добросовестности у художников.
Обсуждение
Результаты исследования неоднозначны. Хотя первоначально была обнаружена связь между искусством и репродуктивным успехом, после введения контрольных переменных она стала незначимой. Это позволяет предположить, что художественные навыки могут быть не самостоятельной адаптацией, а побочным продуктом других адаптивных черт, таких как креативность и добросовестность.
«Искусство могло возникнуть как побочный продукт когнитивных способностей, которые эволюционировали для решения практических задач» — Стивен Пинкер.
Ограничения исследования
Ключевые ограничения включают:
- Отсутствие оценки качества искусства.
- Кросс-секционный дизайн, не позволяющий установить причинно-следственные связи.
- Использование упрощённого показателя репродуктивного успеха (только количество детей).
Заключение
Связь между художественной практикой и репродуктивным успехом сложна и опосредована другими факторами. Для подтверждения гипотезы адаптации необходимы дальнейшие исследования в разных культурных контекстах.