Интересное сегодня
Роботизированное прикосновение с речью усиливает положительн...
Роботизированное прикосновение с речью усиливает положительные эмоции Нежное прикосновение играет к...
Взаимодействие человека и робота: чувство собственной активн...
Введение: Понимание чувства собственной активности (SoA) Чувство собственной активности (Sense of A...
Новая модель личности: Таксономический граф анализ против Бо...
Переосмысление 40-летней парадигмы психологии личности На протяжении четырех десятилетий модель личн...
Гендерные предубеждения в приоритизации спасения заложников:...
Введение В условиях конфликтов и катастроф приоритетное спасение женщин (наряду с детьми) отражает г...
Новые подходы к диагностике психических расстройств: биомарк...
Современные системы психиатрической диагностики основаны на многолетних наблюдениях и исследованиях....
Избегающе-дистанцированный тип привязанности: признаки и пут...
Что такое избегающе-дистанцированный тип привязанности? Избегающе-дистанцированный тип привязанности...
Введение
Интерес человека к искусству имеет глубокие исторические и биологические корни. Археологические находки свидетельствуют о ранних проявлениях художественного творчества, таких как гравированные раковины и тщательно обработанные ручные топоры, созданные Homo erectus примерно 400 000–500 000 лет назад. Неандертальцы также оставили след в художественном наследии, включая наскальные рисунки возрастом 64 000 лет. С появлением Homo sapiens художественное выражение расцвело: древнейшие гравюры и рисунки, обнаруженные в Южной Африке и Индонезии, демонстрируют развитые творческие традиции.
Гипотеза искусства как адаптации
Многие учёные, ориентированные на эволюционную психологию, предполагают, что искусство могло играть адаптивную роль, способствуя выживанию и репродуктивному успеху. Согласно этой гипотезе, художественные навыки служат сигналом генетического качества, аналогично павлиньему хвосту. Однако эмпирических подтверждений этой теории до сих пор недостаточно.
Методы исследования
В исследовании участвовали 231 мужчина из племён Асмат (n=131) и Каморо (n=100) в Западной Папуа. Из них 101 человек идентифицировали себя как резчики по дереву (художники), а 130 — как нехудожники. Данные собирались в ходе полевых исследований в 2019–2023 годах. Основные измеряемые параметры:
- Репродуктивный успех: количество детей.
- Добросовестность: оценивалась по субшкале NEO-FFI (опросник личности).
- Креативность: тест «Альтернативные использования» (генерация нестандартных идей).
- Зрительно-моторная координация: тест Purdue Pegboard.
Результаты
Предварительные модели показали, что художники имеют больше детей, но эта связь исчезла после учёта добросовестности, креативности и координации. Медиационный анализ выявил, что связь между художественной практикой и репродуктивным успехом может объясняться более высокими показателями креативности и добросовестности у художников.
Обсуждение
Результаты исследования неоднозначны. Хотя первоначально была обнаружена связь между искусством и репродуктивным успехом, после введения контрольных переменных она стала незначимой. Это позволяет предположить, что художественные навыки могут быть не самостоятельной адаптацией, а побочным продуктом других адаптивных черт, таких как креативность и добросовестность.
«Искусство могло возникнуть как побочный продукт когнитивных способностей, которые эволюционировали для решения практических задач» — Стивен Пинкер.
Ограничения исследования
Ключевые ограничения включают:
- Отсутствие оценки качества искусства.
- Кросс-секционный дизайн, не позволяющий установить причинно-следственные связи.
- Использование упрощённого показателя репродуктивного успеха (только количество детей).
Заключение
Связь между художественной практикой и репродуктивным успехом сложна и опосредована другими факторами. Для подтверждения гипотезы адаптации необходимы дальнейшие исследования в разных культурных контекстах.