
Интересное сегодня
Эффективные действия в паре: как мы выбираем стратегии миним...
Введение В жизни мы часто сталкиваемся с необходимостью действовать совместно с другими. Важно понят...
Нахождение смысла в жизни: embracing ambiguity and questioni...
ВведениеЛюди, которых мы любим, работа, которой мы занимаемся, и намеки на присутствие творца являют...
Как повысить уровень гражданской честности в Китае: уроки из...
Введение Гражданская честность является важным аспектом для развития общества. В данном исследовании...
Лечение резистентной депрессии: проблемы и пути улучшения те...
Резистентная депрессия: что это такое? Резистентная депрессия (англ. Treatment-resistant depression,...
Мужчины, придерживающиеся традиционных маскулинных идеологий...
Мужчины, придерживающиеся традиционных маскулинных идеологий, таких как подавление эмоций и ценность...
Как посторонние звуки влияют на возбуждение мозга и принятие...
Роль фазического возбуждения в когнитивных процессах Системы возбуждения ствола мозга, включая голуб...
Введение
Распознавание речевой интонации — ключевой аспект коммуникации. Однако дети с нарушениями слуха сталкиваются с трудностями в восприятии тонов из-за слуховой депривации. В 2020 году в Тяньцзиньском медицинском университете (Китай) провели исследование с участием пяти глухих и двух слышащих детей (средний возраст — 10.21±0.4 года), сравнив их способности к распознаванию четырех китайских тонов. Результаты показали:
- У глухих детей снижена активность слуховой коры, отвечающей за обработку интонации.
- Для декодирования тонов глухие дети задействуют альтернативные нейронные сети.
- Наблюдается межполушарная специализация при обработке тональных сигналов.
Методы исследования
Участники
В исследовании участвовали семь правшей (пять глухих и два слышащих ребенка). Глухие дети имели постнатальную потерю слуха ≥90 дБ и прошли обучение китайским тонам. Все участники выполнили задание на распознавание тонов в аппарате фМРТ.
Стимулы и задачи
Использовались 96 аудиопар с четырьмя тонами китайского языка (Tone 1–Tone 4). Дети классифицировали тоны, нажимая соответствующие кнопки. Для минимизации шума сканера применялась «разреженная» последовательность фМРТ.
Анализ данных
Данные фМРТ обрабатывались в SPM12 с коррекцией движения, нормализацией и сглаживанием. Активация мозга анализировалась для каждого тона отдельно.
Результаты
Различия в активации мозга
При распознавании Tone 1 у глухих детей активировались:
- Средняя затылочная извилина (зрительная обработка).
- Дополнительная моторная область (планирование движений).
Для Tone 3 у глухих детей отмечалась активность в верхней височной извилине («молчащая слуховая сеть») и островковой доле (мультисенсорная интеграция).
Обсуждение
Альтернативные нейронные пути
Глухие дети компенсируют слуховую депривацию за счет:
- Зрительных стратегий: усиленная активация затылочной коры.
- Кроссмодальной пластичности: вовлечение сенсорных и моторных областей.
Межполушарные различия
При обработке Tone 4 у глухих детей доминировала левая гемисфера (связанная с языком), а у слышащих — правая (неречевая обработка высоты звука).
Заключение
Исследование подтверждает, что глухие дети используют уникальные нейронные механизмы для распознавания тонов, полагаясь на зрительные и кроссмодальные пути. Эти данные важны для разработки реабилитационных программ.