
Интересное сегодня
Хроническое одиночество у женщин среднего возраста увеличива...
Одиночество как угроза здоровьюИсследование, опубликованное в BMJ Medicine, впервые доказало причинн...
Профилактика утопления у детей с аутизмом: вызовы и решения
Введение Утопление является серьёзной проблемой общественного здравоохранения по всему миру (Всемирн...
Намерение искать помощь при психических заболеваниях и связа...
Введение Психические заболевания становятся все более распространенными, затрагивая около 450 миллио...
Влияние аутизма на внимание к социальным и неспециальным сти...
Введение Люди, как правило, обращают внимание на социальные стимулы, такие как лица, глаза, тела и д...
Как родителям избежать эффекта Ромео и Джульетты в отношения...
Любой, у кого есть подросток, знает, что непослушание — это неизбежная часть жизни. Подростки стремя...
Как биофильный дизайн влияет на благополучие сотрудников: Ис...
Введение Сотрудники в офисах open-plan часто сталкиваются с отвлекающими факторами, некооперативным ...
Введение
Зеркальная инвариантность — это когнитивное смещение, позволяющее распознавать зеркально отраженные объекты как идентичные. Этот феномен важен для выживания, так как он облегчает распознавание объектов независимо от угла зрения. Однако при обучении чтению люди должны преодолеть это смещение, чтобы различать зеркально отраженные буквы (например, ‘d’ и ‘b’). Слепые люди также сталкиваются с этой проблемой при чтении Брайля.
Исследование направлено на изучение зеркальной инвариантности в различных модальностях (тактильной и визуальной) и ее модуляции в зависимости от знакомости с объектами. В исследовании участвовали слепые от рождения и зрячие люди, которые выполняли задания на определение одинаковости или различия пар стимулов.
Методы
Участники выполняли два типа задач: ориентационную и формовую. В ориентационной задаче они должны были определить, одинаковы ли ориентации представленных стимулов. В формовой задаче участники должны были решить, одинаковы ли формы стимулов, независимо от их ориентации.
Стимулы включали пары букв (Брайль и латинские) и знакомые нелингвистические стимулы: геометрические фигуры и повседневные объекты. Стимулы представлялись в трех условиях: идентичном (‘p’/‘p’), зеркальном (‘p’/‘q’) и различном (‘p’/‘z’).
Результаты
В тактильной модальности не было выявлено различий между группами при оценке формы нелингвистических стимулов. Однако в ориентационной задаче зрячие участники показали большую экспертизу в тактильном распознавании геометрических фигур по сравнению с визуальным.
Зрячие участники испытывали трудности при определении одинаковости формы латинских букв, представленных в зеркальной ориентации, что указывает на преодоление зеркальной инвариантности. Слепые участники не испытывали таких трудностей при оценке зеркальных форм Брайля и нелингвистических стимулов.
Результаты свидетельствуют о том, что зеркальная инвариантность не зависит от модальности восприятия.
Обсуждение
Исследование показало, что зеркальная инвариантность может быть преодолена как зрячими, так и слепыми людьми в процессе обучения чтению. Это подтверждает, что феномен зеркальной инвариантности не зависит от модальности восприятия и может быть модулирован в зависимости от знакомости с объектами.
Результаты также указывают на значимость тактильного восприятия в процессе чтения Брайля и важность обучения для преодоления зеркальной инвариантности.
Заключение
Зеркальная инвариантность — это важный когнитивный феномен, который играет ключевую роль в процессе чтения. Исследование показало, что этот феномен может быть преодолен как зрячими, так и слепыми людьми, и не зависит от модальности восприятия. Это открывает новые перспективы для изучения когнитивных процессов, связанных с чтением и восприятием.