
Интересное сегодня
Кросс-культурные различия в привязанности: исследование Ван ...
Кросс-культурные различия в привязанности: исследование Ван Эйзендорна и Кроненберга Мэри Эйнсворт (...
Предикторы веры в Бога в детстве и их влияние на взрослых
Введение Вера является неотъемлемой частью повседневной жизни миллиардов людей, однако о факторах, ф...
Постоянный внутренний критик
ВведениеКогда моя новая книга «Избавься от мелодии: Сделай то, что действительно имеет значение, вме...
Гири и сульци мозга: их функции и значение
Гири и сульци мозга Поверхность мозга не гладкая — она покрыта складками и бороздами, которые придаю...
Левши среди нейроразнообразных и нейроотличных людей: новые ...
Левши и нейроразнообразие: есть ли связь? Около 10,6% людей — левши, а остальные — правши. Один из м...
Эмоциональная и мотивационная саморегуляция: Теория и инстру...
Введение Саморегуляция в обучении относится к процессу когнитивного, мотивационного, эмоционального ...
Межличностная синхронность и её роль в социальном взаимодействии
Межличностная синхронность — это координация и согласование поведения, эмоций или ощущений (например, взгляда, аффекта, голоса, прикосновений) между двумя или более людьми во время взаимодействия. Один из аспектов такой синхронности включает координацию движений тела. Эта координация может проявляться либо в точной синхронности (когда действия происходят одновременно), либо в запаздывающей синхронности, характеризующейся ответным поведением (Bernieri & Rosenthal, 1991).
Формы синхронности
- Пространственная синхронность: движения связаны по траектории или направлению.
- Временная синхронность: действия совпадают по времени.
- Качественная синхронность: движения объединены по характеру (например, резкие или плавные).
Синхронность может возникать как осознанно (например, при совместном беге), так и спонтанно (например, во время танцев или игр). Она способствует ощущению «единства» и часто исключает иерархию «лидер-ведомый» (Himberg et al., 2018).
Связь синхронности с просоциальным поведением
Просоциальное поведение включает действия, направленные на помощь другим: сотрудничество, щедрость, альтруизм. Метаанализ 60 исследований показал, что синхронность умеренно усиливает просоциальные установки у нейротипичных взрослых (Rennung & Göritz, 2016).
«Совместные ритмические движения укрепляют социальные связи и повышают готовность действовать в интересах группы» — Mogan et al., 2017.
Применение в терапии
Танцевально-двигательная терапия использует синхронизированные движения для развития социальных навыков у аутичных людей. Однако некоторые исследования (например, Manders et al., 2021) указывают на ограниченную эффективность таких методов.
Методология исследования
В исследовании участвовали 54 молодых аутичных взрослых (средний возраст — 19.5 лет), разделённых на две группы:
- Синхронизированная группа: участники выполняли движения одновременно.
- Контрольная группа: участники двигались в индивидуальном ритме.
Результаты
Через 17 недель после вмешательства синхронизированная группа показала:
- Улучшение кооперации (+18% по сравнению с контролем).
- Отсутствие значимого снижения рабочего стресса.
Практические рекомендации
Для программ адаптации аутичных взрослых рекомендуются:
- Групповые синхронизированные активности (танцы, упражнения).
- Предварительное знакомство участников до введения синхронных задач.