Интересное сегодня
Альтернативная коммуникация для детей с аутизмом: барьеры и ...
Аутизм и альтернативная коммуникацияАутизм — это форма нейроразнообразия, характеризующаяся особенно...
Как измерить качество отслеживания взглядом скрытых объектов...
Введение в исследование визуального отслеживания Человеческий мозг обладает удивительной способность...
Как уменьшить вариативность броска в бейсболе: анализ коррек...
ВведениеТочный и быстрый бросок мяча в цель — это сложный двигательный навык, характерный для челове...
Как стигма влияет на нагрузку матерей детей с расщелиной губ...
Введение Расщелина губы и нёба (РГН) — это распространённые врождённые аномалии, требующие хирургиче...
Эмпатия и идентификация в организации: путь к эффективному у...
Важность положительной психологии в организацииПоложительная психология и её принципы играют всё бол...
Нарушение уровня глюкозы натощак у подростков с депрессией: ...
Депрессия и метаболические нарушения у подростков Большое депрессивное расстройство (БДР) представля...
Что значит «норма» в психологии?
Термин «ненормальный» в контексте психического здоровья и психопатологии часто воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Многие знакомы с курсами «патопсихологии» в университетах. Но что тогда такое «нормальная» психология? Всё остальное?
Проблема терминологии
Автор учебника по этой теме, следуя совету редактора, изменил название своего последнего издания с «Патопсихология» на «Психологические расстройства». Это не просто академическое упражнение — это заставило задуматься о границе между нормой и патологией. Существует ли она вообще?
Пример: повседневные ритуалы
Представьте утренний ритуал: кофе, хлопья, кормление питомца, мытьё посуды. Если что-то нарушает этот порядок, насколько вы расстраиваетесь? Сам ритуал не является «ненормальным», но что, если его нарушение вызывает сильный дискомфорт? Это уже может быть признаком компульсивного поведения.
DSM-5 и субъективность нормы
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5-TR) отражает различные трактовки нормы: статистические, функциональные и медицинские. С 1952 по 2022 год термин «нормальный» упоминался в DSM от 8 до 144 раз. Однако, как отмечают исследователи, это не сделало диагностику точнее — граница остаётся субъективной.
Альтернативная модель личностных расстройств (AMPD)
Вместо категориальной диагностики AMPD предлагает оценивать людей по шкалам различных черт. Хотя эту модель пока не включили в DSM-5, её популярность растёт, и возможно, она войдёт в следующее издание.
Статистика и культурные факторы
С развитием big data поведение может считаться нормальным просто из-за распространённости, даже если оно патологично. И наоборот — редкое поведение может ошибочно классифицироваться как отклонение. Культурные различия ещё больше усложняют картину.
Пример: страх публичных выступлений
Если 60% населения боятся выступать на публике, то те, у кого нет этого страха, могут быть названы «ненормальными». И наоборот — если страх распространён, это не значит, что он не требует коррекции.
Опасности гипердиагностики
Попытки чётко определить норму могут привести к двум проблемам:
- Игнорированию реальных психических расстройств
- Патологизации нормальных вариаций поведения
Оба сценария вредны: в первом случае люди не получают помощь, во втором — подвергаются ненужному лечению и стигматизации.
Альтернативный подход
Вместо жёсткого разделения на норму и патологию психология могла бы сосредоточиться на помощи в адаптации к жизненным вызовам. Акцент на здоровье, а не на болезни, может сделать лечение более эффективным и гуманным.