
Интересное сегодня
Кросс-культурные различия в привязанности: исследование Ван ...
Кросс-культурные различия в привязанности: исследование Ван Эйзендорна и Кроненберга Мэри Эйнсворт (...
Опасные стили воспитания: что нужно знать родителям
Введение Существуют различные подходы к воспитанию, и нет единственно правильного пути, чтобы воспит...
Исследование роли соединяющих узлов между неблагоприятными д...
Введение Суицид представляет собой значительную проблему для общественного здравоохранения, ежегодно...
Почему вы хотите отношений? Как мотивация влияет на качество...
Почему вы хотите романтических отношений? Это кажется простым вопросом, но новый эксперимент Универс...
Конструктная валидность в психологических исследованиях: пол...
Что такое конструктная валидность? Конструктная валидность — это степень, в которой психологический ...
Воображение движения влево и вправо: целостное движение тела...
Введение Моторное воображение (MI) — это способность симулировать физические движения без их реально...
Что значит «норма» в психологии?
Термин «ненормальный» в контексте психического здоровья и психопатологии часто воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Многие знакомы с курсами «патопсихологии» в университетах. Но что тогда такое «нормальная» психология? Всё остальное?
Проблема терминологии
Автор учебника по этой теме, следуя совету редактора, изменил название своего последнего издания с «Патопсихология» на «Психологические расстройства». Это не просто академическое упражнение — это заставило задуматься о границе между нормой и патологией. Существует ли она вообще?
Пример: повседневные ритуалы
Представьте утренний ритуал: кофе, хлопья, кормление питомца, мытьё посуды. Если что-то нарушает этот порядок, насколько вы расстраиваетесь? Сам ритуал не является «ненормальным», но что, если его нарушение вызывает сильный дискомфорт? Это уже может быть признаком компульсивного поведения.
DSM-5 и субъективность нормы
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5-TR) отражает различные трактовки нормы: статистические, функциональные и медицинские. С 1952 по 2022 год термин «нормальный» упоминался в DSM от 8 до 144 раз. Однако, как отмечают исследователи, это не сделало диагностику точнее — граница остаётся субъективной.
Альтернативная модель личностных расстройств (AMPD)
Вместо категориальной диагностики AMPD предлагает оценивать людей по шкалам различных черт. Хотя эту модель пока не включили в DSM-5, её популярность растёт, и возможно, она войдёт в следующее издание.
Статистика и культурные факторы
С развитием big data поведение может считаться нормальным просто из-за распространённости, даже если оно патологично. И наоборот — редкое поведение может ошибочно классифицироваться как отклонение. Культурные различия ещё больше усложняют картину.
Пример: страх публичных выступлений
Если 60% населения боятся выступать на публике, то те, у кого нет этого страха, могут быть названы «ненормальными». И наоборот — если страх распространён, это не значит, что он не требует коррекции.
Опасности гипердиагностики
Попытки чётко определить норму могут привести к двум проблемам:
- Игнорированию реальных психических расстройств
- Патологизации нормальных вариаций поведения
Оба сценария вредны: в первом случае люди не получают помощь, во втором — подвергаются ненужному лечению и стигматизации.
Альтернативный подход
Вместо жёсткого разделения на норму и патологию психология могла бы сосредоточиться на помощи в адаптации к жизненным вызовам. Акцент на здоровье, а не на болезни, может сделать лечение более эффективным и гуманным.