
Интересное сегодня
Гены психических заболеваний влияют на мозг уже в утробе мат...
Когда гены, связанные с психическими заболеваниями, начинают влиять на мозг? Многие гены, ассоцииров...
Дихотомическое горизонтальное представление острой угрозы ух...
Введение В клинических условиях медсестры часто взаимодействуют с пациентами. Недооценка или пропуск...
Как сокращение мышц одной руки влияет на контроль поведения ...
Роль тормозного контроля в поведении Тормозной контроль — способность подавлять запланированные дейс...
Нейронные паттерны восприятия звуков при локализации в динам...
Введение Определение местоположения стимула является ключевой функцией в сенсорной обработке и широк...
Профилактика непреднамеренных травм у детей: подходы и страт...
Введение Непреднамеренные травмы, включая дорожные происшествия, утопления, отравления, ожоги и паде...
Как преодолеть тревогу при знакомствах: Практические шаги дл...
Чувствовать нервозность при знакомствах совершенно нормально, но тревога при знакомствах может значи...
Глобальные изменения рождаемости и роль образования
С момента принятия 17 Целей устойчивого развития ООН (ЦУР) международное сообщество активно обсуждает приоритеты для достижения наилучших социальных результатов. Среди различных областей политики образование считается одним из наиболее перспективных направлений инвестиций, способных принести долгосрочные выгоды, несмотря на краткосрочные затраты.
С социодемографической точки зрения, более высокий уровень образования ассоциируется с более низкой рождаемостью, увеличением инвестиций в детей, снижением смертности, улучшением здоровья, замедлением роста населения, повышением гендерного равенства и сокращением вынужденной миграции. Таким образом, ученые и политики рассматривают образование не только как ключевой компонент ЦУР, но и как необходимое условие для достижения других глобальных целей развития.
Методы исследования и данные
Для анализа были использованы данные о рождаемости из World Population Prospects (WPP) за 2022 год, включающие ежегодные оценки ключевых демографических показателей с 1950 по 2022 год для 237 стран. Основные показатели рождаемости включали:
- Общий коэффициент рождаемости (TFR) — среднее количество детей, рожденных одной женщиной.
- Средний возраст матери при рождении ребенка (MACB) — показатель, отражающий изменения в сроках деторождения.
- Чистый коэффициент воспроизводства (NRR) — количество дочерей, необходимых для замены матери с учетом смертности.
Данные об образовании были взяты из Barro-Lee Educational Attainment Dataset, который содержит информацию об уровне образования по полу и возрасту из более чем 600 переписей и опросов. Основные показатели включали среднее количество лет обучения, а также процент женщин, получивших начальное, среднее и высшее образование.
Статистический анализ
Для оценки конвергенции рождаемости по уровню образования использовалась модель β-конвергенции, которая позволяет определить, насколько страны с низкими исходными показателями догоняют лидеров. Отрицательный коэффициент β указывает на конвергенцию, положительный — на дивергенцию.
Основные выводы и значение для политики
Результаты исследования показали, что за последние 65 лет глобальные показатели рождаемости демонстрируют сильную конвергенцию по мере роста уровня образования. Однако эта тенденция в значительной степени определяется странами с высоким уровнем дохода, в то время как регионы с низким уровнем образования, такие как Африка к югу от Сахары, либо не показывают конвергенции, либо отстают.
Ключевые выводы:
- Конвергенция рождаемости сильнее выражена для высшего образования по сравнению со средним и начальным.
- Завершение образовательного цикла (а не просто посещение) вносит больший вклад в конвергенцию.
- Страны Африки к югу от Сахары остаются исключением, демонстрируя слабую или отсутствующую конвергенцию.
Эти результаты подчеркивают важность политики, направленной не только на доступ к образованию, но и на его завершение, особенно в странах с низким уровнем дохода. Дальнейшие исследования могут углубить понимание влияния качества образования на демографические тенденции.