Как уровень образования влияет на глобальное снижение рождаемости

Как уровень образования влияет на глобальное снижение рождаемости

Интересное сегодня

Взаимосвязанные ухудшения слуха, зрения и когнитивных функци...

Введение С увеличением среднего возраста населения, изучение возрастных изменений в сенсорных и когн...

Роль частых психических страданий в связи между неблагоприят...

Введение Когнитивная инвалидность, самосообщаемые трудности с концентрацией, памятью и/или принятием...

Здоровье и брак: Почему статус холостяка может быть предпочт...

Введение Среди распространенных мнений о здоровье существует утверждение, что женатые люди более здо...

Понимание разрывов в поддержке между друзьями

Введение Бывало ли у вас так, что вы пережили ужасный день — расстались с кем-то, провалили экзамен ...

Кинематографическая ода страсти и боли: «Лучший человек» о Р...

Введение «Одним из признаков хорошего родительства является то, что ваш ребенок не желает стать знам...

Переосмысление одиночества: счастливая жизнь без романтическ...

Введение На протяжении большей части прошлого века социальные учёные интересовались браком, а не оди...

figure 1
figure 1
figure 2
figure 2
figure 3
figure 3
figure 4
figure 4
Thumbnail 1
Thumbnail 2
Thumbnail 3
Thumbnail 4
Thumbnail 5
Thumbnail 6
Thumbnail 7
Оригинал исследования на сайте автора

Глобальные изменения рождаемости и роль образования

С момента принятия 17 Целей устойчивого развития ООН (ЦУР) международное сообщество активно обсуждает приоритеты для достижения наилучших социальных результатов. Среди различных областей политики образование считается одним из наиболее перспективных направлений инвестиций, способных принести долгосрочные выгоды, несмотря на краткосрочные затраты.

С социодемографической точки зрения, более высокий уровень образования ассоциируется с более низкой рождаемостью, увеличением инвестиций в детей, снижением смертности, улучшением здоровья, замедлением роста населения, повышением гендерного равенства и сокращением вынужденной миграции. Таким образом, ученые и политики рассматривают образование не только как ключевой компонент ЦУР, но и как необходимое условие для достижения других глобальных целей развития.

Методы исследования и данные

Для анализа были использованы данные о рождаемости из World Population Prospects (WPP) за 2022 год, включающие ежегодные оценки ключевых демографических показателей с 1950 по 2022 год для 237 стран. Основные показатели рождаемости включали:

  • Общий коэффициент рождаемости (TFR) — среднее количество детей, рожденных одной женщиной.
  • Средний возраст матери при рождении ребенка (MACB) — показатель, отражающий изменения в сроках деторождения.
  • Чистый коэффициент воспроизводства (NRR) — количество дочерей, необходимых для замены матери с учетом смертности.

Данные об образовании были взяты из Barro-Lee Educational Attainment Dataset, который содержит информацию об уровне образования по полу и возрасту из более чем 600 переписей и опросов. Основные показатели включали среднее количество лет обучения, а также процент женщин, получивших начальное, среднее и высшее образование.

Статистический анализ

Для оценки конвергенции рождаемости по уровню образования использовалась модель β-конвергенции, которая позволяет определить, насколько страны с низкими исходными показателями догоняют лидеров. Отрицательный коэффициент β указывает на конвергенцию, положительный — на дивергенцию.

Основные выводы и значение для политики

Результаты исследования показали, что за последние 65 лет глобальные показатели рождаемости демонстрируют сильную конвергенцию по мере роста уровня образования. Однако эта тенденция в значительной степени определяется странами с высоким уровнем дохода, в то время как регионы с низким уровнем образования, такие как Африка к югу от Сахары, либо не показывают конвергенции, либо отстают.

Ключевые выводы:

  • Конвергенция рождаемости сильнее выражена для высшего образования по сравнению со средним и начальным.
  • Завершение образовательного цикла (а не просто посещение) вносит больший вклад в конвергенцию.
  • Страны Африки к югу от Сахары остаются исключением, демонстрируя слабую или отсутствующую конвергенцию.

Эти результаты подчеркивают важность политики, направленной не только на доступ к образованию, но и на его завершение, особенно в странах с низким уровнем дохода. Дальнейшие исследования могут углубить понимание влияния качества образования на демографические тенденции.

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода