Интересное сегодня
Опыт и восприятие взрослых с легкими когнитивными нарушениям...
Введение в проблему легких когнитивных нарушений Легкие когнитивные нарушения (ЛКН) становятся все б...
Антисоциальное поведение в аэропортах: психология и влияние ...
Введение Многие из нас становились свидетелями необычного и даже антисоциального поведения в аэропор...
Как люди оценивают советы от искусственного интеллекта и люд...
Введение С развитием технологий, искусственный интеллект (ИИ), и особенно большие языковые модели (L...
Ментализация и виртуальная реальность в работе с подростками...
ВведениеВ начале XX века Оксфордский словарь английского языка ввел термин «ментализация» (Allen et ...
Как нейросети предсказывают политические взгляды по фото: ро...
Введение: что можно узнать по лицу человека? Что мы можем узнать по лицу человека и какая именно ин...
Причины избегающего типа привязанности: детство, взросление ...
Что вызывает избегающий тип привязанности? Избегающий тип привязанности — это модель поведения, при...
Введение
Наша зрительная система сталкивается с огромным количеством информации, которую невозможно обработать одновременно. Чтобы справиться с этим, мозг использует механизмы внимания, которые фильтруют релевантные стимулы и игнорируют отвлекающие факторы. Одной из ключевых моделей, описывающих распределение внимания в пространстве, является метафора «луча прожектора» или «зум-объектива» (Cave & Bichot, 1999; Eriksen & James, 1986). Согласно этой модели:
- Качество обработки информации снижается по мере удаления от центра фокуса внимания.
- Существует обратная зависимость между размером области внимания и детализацией восприятия.
Например, при ходьбе по оживлённому городу человек расширяет фокус внимания, чтобы охватить общую обстановку, а в ресторане сужает его, чтобы прочитать меню.
Методы исследования
В исследовании использовалась адаптированная версия парадигмы подсказок (Robertson et al., 2013), где участники должны были определять направление зазора в круге-мишени после появления подсказки (чёрной точки) на экране. Эксперимент проводился онлайн с участием 57 нейротипичных добровольцев.
Дизайн эксперимента
Каждое испытание начиналось с фиксационной точки, за которой следовала подсказка. После переменного интервала (67–210 мс) появлялась мишень с зазором, и участники указывали его направление. Для контроля зрительной остроты использовался аналогичный блок без подсказок.
Результаты
На групповом уровне обнаружен чёткий градиент внимания: точность реакции снижалась по мере увеличения расстояния между подсказкой и мишенью. Однако индивидуальные различия в крутизне этого градиента не показали стабильности при повторном тестировании через 2 недели.
Ключевые выводы
- Парадигма подсказок эффективна для изучения групповых различий, но менее чувствительна к индивидуальным вариациям.
- Отсутствие стабильности может объясняться ограничениями метода или преобладанием ситуативных факторов над устойчивыми чертами.
Обсуждение
Результаты ставят под сомнение существование стабильных индивидуальных различий в размере фокуса внимания у нейротипичных людей. Однако парадигма остаётся перспективной для сравнения клинических групп (например, людей с расстройствами аутистического спектра).
«Хотя мы не обнаружили устойчивых индивидуальных различий, это не исключает их существования — возможно, наша методика недостаточно чувствительна»