Интересное сегодня
Как преодолеть мышление «всё или ничего»: примеры и стратеги...
Что такое мышление «всё или ничего»? Мышление «всё или ничего» (также известное как черно-белое или ...
Влияние псилоцибина на духовное и психологическое благополуч...
Введение в исследование псилоцибина Новое исследование, опубликованное в рецензируемом журнале "Psy...
Кросс-культурная согласованность запоминаемости изображений:...
Введение в концепцию запоминаемости изображений Люди запоминают одни изображения лучше, чем другие. ...
Психологические бустеры для борьбы с дезинформацией
Введение Новое исследование доказало, что нацеленные психологические интервенции могут значительно у...
Влияние физической активности на одиночество у студентов: ме...
Введение Физическое и психическое здоровье студентов становится все более важной темой для обществен...
Как музыкальное образование улучшает восприятие речи даже по...
Долговременные преимущества музыкального образования для восприятия речи Музыкальное обучение давно...
Введение
Изменённые состояния сознания (ИСС) — это любые психические состояния, отличающиеся от обычного бодрствующего сознания (Vaitl et al., 2013). Они характеризуются изменениями в осознании, познании, самоощущении и восприятии (например, мечтательность, трансовые состояния) (Vaitl et al., 2013). ИСС часто включают диссоциацию (отключение некоторых аспектов психического функционирования от осознанного восприятия, таких как восприятие, идентичность, память или эмоции) (Lanius, 2015) и могут быть вызваны добровольно или непроизвольно с использованием психоделических веществ (например, ЛСД), пения, танцев, медитации, молитвы или гипноза (Preller & Vollenweider, 2018; Vaitl et al., 2013).
Одержимость духами: культурный и медицинский взгляд
Одержимость духами — это вера в то, что сверхъестественное существо может захватить контроль над телом и разумом человека, влияя на его действия и поведение (Cohen, 2008). В некоторых духовных практиках (например, шаманизме) одержимость может рассматриваться как благоприятная для человека (например, дарующая ему целительные способности) (Lewis, 2002), тогда как в других религиозных традициях (например, христианстве) она может восприниматься как негативная (например, случаи демонической одержимости) (Cook, 2025).
Нейрофизиологические механизмы ИСС
Изменения в активности мозга, связанные с ИСС и диссоциацией, объясняют некоторые механизмы «симптомов» одержимости. В частности, три крупномасштабные сети мозга (тройная сеть психопатологии) (Menon, 2011) играют ключевую роль:
- Сеть пассивного режима работы мозга (DMN) — участвует в самореферентных процессах, автобиографической памяти и планировании будущего (Andrews-Hanna et al., 2014).
- Исполнительная контрольная сеть (ECN) — регулирует целенаправленное поведение, когнитивный контроль и внимание (Shen et al., 2020).
- Сеть значимости (SN) — участвует в эмоциональном контроле и переключении между самореферентными процессами и целенаправленным мышлением (Goulden et al., 2014).
Терапевтическая ценность ИСС
Ритуалы, использующие ИСС, такие как экзорцизм и адорцизм, могут иметь терапевтический эффект, помогая людям выражать подавленные эмоции и разрешать внутренние конфликты. Например, танцы в ритуалах вызывают физиологические изменения, способствующие эйфории и эмоциональному освобождению (Jeong et al., 2005; Salimpoor et al., 2011).
«Культурное значение ИСС нельзя игнорировать, так как социокультурный контекст формирует эмоциональную значимость этих состояний» (Lewis, 2002).
Заключение
ИСС играют важную роль в культурных, религиозных и терапевтических практиках. Их понимание требует интеграции нейрофизиологических механизмов с социокультурными факторами. Духовные ритуалы, такие как одержимость и экзорцизм, демонстрируют, как ИСС могут использоваться для разрешения эмоциональных и социальных конфликтов.