Нарушения сна и сенсорные особенности у детей с расстройством аутистического спектра и низкими когнитивными способностями

Нарушения сна и сенсорные особенности у детей с расстройством аутистического спектра и низкими когнитивными способностями

Интересное сегодня

Как перестать мыслить катастрофически: эффективные методы бо...

Что такое катастрофическое мышление? Катастрофическое мышление (или «катастрофизация») — это распрос...

Что такое повторяющееся поведение при аутизме: причины, виды...

Что такое повторяющееся поведение при аутизме? Повторяющееся поведение — это неотъемлемая часть жизн...

Сравнительный анализ исследовательских компетенций студентов...

Введение Способность проводить исследования и использовать их результаты является фундаментальной ко...

Абсолютный слух: можно ли развить его во взрослом возрасте?

Что такое абсолютный слух? Абсолютный слух (также известный как «идеальный слух») — это редкая спосо...

Как адаптация влияет на восприятие малых количеств: исследов...

Восприятие численности и механизм субтизинга Люди и многие животные демонстрируют способность воспри...

Использование соотношения нейтрофилов к лимфоцитам как биома...

Обзор расстройств пищевого поведения Расстройства пищевого поведения (РПП) представляют собой психиа...

Рисунок 2
Рисунок 2
Рисунок 1
Рисунок 1
Thumbnail 1
Thumbnail 2
Оригинал исследования на сайте автора

Введение

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это группа нейроразвивающих нарушений, характеризующихся дефицитом социальной коммуникации и повторяющимися, ограниченными моделями поведения, интересов и деятельности. У детей с РАС нарушения сна встречаются гораздо чаще (50–80%), чем у нейротипичных детей (25–40%). К таким нарушениям относятся:

  • укороченная продолжительность сна,
  • длительное засыпание,
  • низкое качество сна,
  • нерегулярный ритм сна.

Сенсорные нарушения и их влияние

Сенсорные нарушения также являются распространённым симптомом РАС, встречающимся у 50–90% детей. Они могут проявляться как гиперчувствительность или гипочувствительность к различным сенсорным стимулам. Некоторые исследования указывают, что атипичные сенсорные реакции могут влиять на социальное взаимодействие, речь и повседневную активность, включая сон.

Методы исследования

В исследовании приняли участие 87 детей: 42 с РАС и 45 нейротипичных детей в возрасте 5–6 лет. Для оценки сна использовался Японский опросник сна для дошкольников (JSQP), а сенсорные особенности измерялись с помощью опросника Caregiver Sensory Profile (SP). Когнитивные способности оценивались с использованием японской версии теста Кауфмана (KABC).

Основные результаты

У детей с РАС и ниже среднего когнитивными показателями была обнаружена сильная связь между высокими сенсорными баллами и ухудшением качества сна. У детей с когнитивными способностями выше среднего такой зависимости не наблюдалось. Также выявлено, что сенсорные особенности в вестибулярной, тактильной и оральной сферах сильнее влияют на сон у детей с РАС.

Обсуждение

Полученные данные подтверждают, что нарушения сна у детей с РАС связаны не только с самим расстройством, но и с сенсорными особенностями и уровнем когнитивного развития. Это открытие может помочь в разработке персонализированных методов поддержки сна для разных подгрупп детей с аутизмом.

Ограничения исследования

Среди ограничений — отсутствие объективных методов измерения сна (например, актиграфии или ЭЭГ), узкий возрастной диапазон участников и небольшой размер выборки. Дальнейшие исследования с более широкой выборкой и использованием инструментальных методов помогут уточнить полученные результаты.

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода