
Интересное сегодня
Как перестать мыслить катастрофически: эффективные методы бо...
Что такое катастрофическое мышление? Катастрофическое мышление (или «катастрофизация») — это распрос...
Что такое повторяющееся поведение при аутизме: причины, виды...
Что такое повторяющееся поведение при аутизме? Повторяющееся поведение — это неотъемлемая часть жизн...
Сравнительный анализ исследовательских компетенций студентов...
Введение Способность проводить исследования и использовать их результаты является фундаментальной ко...
Абсолютный слух: можно ли развить его во взрослом возрасте?
Что такое абсолютный слух? Абсолютный слух (также известный как «идеальный слух») — это редкая спосо...
Как адаптация влияет на восприятие малых количеств: исследов...
Восприятие численности и механизм субтизинга Люди и многие животные демонстрируют способность воспри...
Использование соотношения нейтрофилов к лимфоцитам как биома...
Обзор расстройств пищевого поведения Расстройства пищевого поведения (РПП) представляют собой психиа...
Введение
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это группа нейроразвивающих нарушений, характеризующихся дефицитом социальной коммуникации и повторяющимися, ограниченными моделями поведения, интересов и деятельности. У детей с РАС нарушения сна встречаются гораздо чаще (50–80%), чем у нейротипичных детей (25–40%). К таким нарушениям относятся:
- укороченная продолжительность сна,
- длительное засыпание,
- низкое качество сна,
- нерегулярный ритм сна.
Сенсорные нарушения и их влияние
Сенсорные нарушения также являются распространённым симптомом РАС, встречающимся у 50–90% детей. Они могут проявляться как гиперчувствительность или гипочувствительность к различным сенсорным стимулам. Некоторые исследования указывают, что атипичные сенсорные реакции могут влиять на социальное взаимодействие, речь и повседневную активность, включая сон.
Методы исследования
В исследовании приняли участие 87 детей: 42 с РАС и 45 нейротипичных детей в возрасте 5–6 лет. Для оценки сна использовался Японский опросник сна для дошкольников (JSQP), а сенсорные особенности измерялись с помощью опросника Caregiver Sensory Profile (SP). Когнитивные способности оценивались с использованием японской версии теста Кауфмана (KABC).
Основные результаты
У детей с РАС и ниже среднего когнитивными показателями была обнаружена сильная связь между высокими сенсорными баллами и ухудшением качества сна. У детей с когнитивными способностями выше среднего такой зависимости не наблюдалось. Также выявлено, что сенсорные особенности в вестибулярной, тактильной и оральной сферах сильнее влияют на сон у детей с РАС.
Обсуждение
Полученные данные подтверждают, что нарушения сна у детей с РАС связаны не только с самим расстройством, но и с сенсорными особенностями и уровнем когнитивного развития. Это открытие может помочь в разработке персонализированных методов поддержки сна для разных подгрупп детей с аутизмом.
Ограничения исследования
Среди ограничений — отсутствие объективных методов измерения сна (например, актиграфии или ЭЭГ), узкий возрастной диапазон участников и небольшой размер выборки. Дальнейшие исследования с более широкой выборкой и использованием инструментальных методов помогут уточнить полученные результаты.