
Интересное сегодня
Психология зрительного контакта: как наши глаза взаимодейств...
Введение То, что люди делают чаще всего, исследуется психологическими науками меньше всего. Один при...
Изучение адаптивного обучения в серийной обратной задаче у с...
Изучение адаптивного обучения Животное, способное учиться взаимосвязи между двумя последовате...
Модификация атрибуции пространственного слуха с помощью трен...
Важность пространственного слуха Пространственный слух является важной частью нашей повседневной жиз...
Влияние употребления каннабиса и расстройства, связанного с ...
Генетические связи каннабиса и психических расстройствИсследования, демонстрирующие потенциальный вр...
Влияние трудовой свободы и национальной культуры на удовлетв...
ВведениеСовременная деловая среда характеризуется неопределенностью, нестабильными рыночными условия...
Генетическое влияние на движения глаз у младенцев при просмо...
Введение Визуальное внимание является ключевым фактором взаимодействия младенцев с окружающим миром,...
Восприятие численности и механизм субтизинга
Люди и многие животные демонстрируют способность воспринимать несимволические численности с раннего возраста. Младенцы различают количества с соотношением 1:2, а у взрослых это соотношение достигает 7:8, что соответствует закону Вебера. Однако остается открытым вопрос: основано ли это различение на непосредственном восприятии числа или численность выводится из других сопутствующих признаков.
Явление адаптации к численности, при котором длительное воздействие стимула с большей численностью приводит к кажущемуся уменьшению последующих количеств (и наоборот), традиционно изучалось для средних численностей (>4). Настоящее исследование фокусируется на малых численностях (1-4), которые обычно обрабатываются быстро и точно благодаря механизму субтизинга.
Методология исследования
Участники и стимулы
В исследовании участвовали 30 человек с нормальным зрением. Стимулы состояли из точек (1-12) разных цветов, представленных на экране. Процедура включала:
- Фазу адаптации к 50 точкам
- Тестовые стимулы с 1-5 цветовыми подмножествами
- Два условия указания целевого подмножества: до и после показа стимулов
Анализ данных
Для оценки точности использовался коэффициент вариации (CV) - отношение стандартного отклонения к среднему значению оценок. Адаптационные эффекты вычислялись как разница между базовыми и адаптированными условиями.
Ключевые результаты и выводы
Исследование выявило несколько важных закономерностей:
Когда участники оценивали 1-4 точки в одном подмножестве или общем количестве, эффект адаптации отсутствовал. CV был ниже 0.05, что подтверждает эффективную работу субтизинга.
Однако при параллельной оценке нескольких подмножеств адаптация влияла на восприятие. CV для малых численностей в этом случае был сопоставим с CV для средних численностей (5-12), что указывает на переход от субтизинга к оценке численности.
Наибольшие эффекты наблюдались, когда целевое подмножество указывалось после показа стимулов. Это свидетельствует о модулирующей роли внимания в процессе адаптации к численности.
Теоретические последствия
Результаты поддерживают гипотезу, что адаптация к численности - не просто следствие нейронного утомления, а механизм перцептивной калибровки, который усиливается при высокой неопределенности восприятия.