
Интересное сегодня
Как социальная изоляция и базовые психологические потребност...
Введение Социальная изоляция, характеризующаяся игнорированием и отвержением, имеет серьезные послед...
Психоделики и антидепрессанты: как псилоцибин воздействует н...
Введение Недавние исследования показывают, что псилоцибин, активное вещество, содержащееся в "волшеб...
Склонность к поспешным выводам не связана с бредовыми идеями...
Связь между поспешными выводами и бредовыми идеями: что говорит наука Многие из нас склонны делать п...
Как выбор между наушниками зависит от контекста: исследовани...
ВведениеМеняется ли наш выбор между двумя высококачественными продуктами (например, беспроводными на...
Влияние нестабильной занятости на психическое здоровье мужчи...
Введение В последние десятилетия нестабильная занятость, характеризующаяся неустойчивыми и небезопас...
Роль аудиовизуальной согласованности в эстетическом восприят...
Мультимодальные формы искусства, такие как танец, опера и кино, пользуются большой популярностью и м...
Введение
В начале была история. Не код, не данные, не логика. Просто простое повествование—о героях и злодеях, о испытаниях и триумфах, о "нас" и "их". И из этого повествования возникли соглашения, были приняты законы и возросли цивилизации. Сегодня, по мере того как искусственный интеллект переходит от одиночного инструмента к синтетическому товарищу, аналогичная сила начинает действовать—на которую мы только начинаем обращать внимание. Эта сила заключена не в кремнии или исходном коде, а в истории. Или, возможно, более точно, в нашей истории.
Наша Человеческая Супер Сила
Недавнее исследование предполагает, что повествовательное настраивание может формировать то, как большие языковые модели (БЯМ) агентов сотрудничают—или нет. Предположение исследования основывалось на идее Юваля Харари о том, что общие истории являются человеческой "супер силой", и это лексическое сотрудничество позволило человеку стать более доминирующим видом на Земле.
В этом исследовании агенты БЯМ были помещены в смоделированную игру общественных благ—экономическую структуру, часто используемую для измерения сотрудничества и поведения "досиживания" (получение выгоды от ресурса, услуги или совместных усилий без вклада в его стоимость или содержание). Каждый агент был подготовлен с помощью краткой истории перед тем, как участвовать в игре—одна история подчеркивала общую гармонию и взаимный успех, другая сосредоточивалась на личных интересах и индивидуальных достижениях, а третья была намеренно бессвязной, не предлагая никакого значимого тематического содержания. Результаты были как увлекательными, так и поучительными.
Влияние Narrative Priming
- Агенты, подвергшиеся воздействию кооперативных нарративов, внесли до 58% больше в общий фонд по сравнению с теми, кого настройка ориентировала на личные интересы, которые склонялись к сдерживанию своих взносов, продолжая при этом получать выгоду от усилий группы.
- Те, кто был настроен на индивидуалистические истории, с большей вероятностью удерживали ресурсы, преследуя краткосрочную выгоду за счет успеха группы.
- Агенты, получившие бессвязные нарративы, демонстрировали непостоянное поведение—колеблясь между сотрудничеством и отказом, нарушая динамику группы.
Это было не просто стилистическое разнообразие—это было измеримое изменение в поведении, вызванное лишь архитектурой истории. Ключевой момент: история формировала систему.
Не Просто Стимулы—Программирование с Помощью Историй
Мы часто думаем о БЯМ как о реактивных—создающих текст на основе подсказок, вероятностей и паттернов. Но это исследование предполагает более глубокий уровень. Подсказка—это не просто вопрос, это контекстная структура. А истории, особенно те, что моделируют нормы, цели или общее намерение, служат архитектурами для поведения.
Применение в Реальной Жизни
Представьте, что вы координируете несколько агентов БЯМ в сфере здравоохранения. Жёсткое программирование этики хрупко. Рассказ, наоборот, гибок. Если настроить всех агентов на одну и ту же основополагающую историю—"защищайте пациента выше всего"—вы можете обеспечить согласованность не через контроль, а через согласованность. История становится основой.
Когда Машины Делят Мифы
В некотором смысле, Юваль Харари утверждает, что секрет человечества заключался не в интеллекте—это была вымысел. Наша способность выстраивать общие мифы обеспечивала координацию в широком масштабе. Теперь, в странном зеркале, мы видим, что машины могут реагировать на нечто подобное. БЯМ не являются самосознательными, но они отзывчивы. И когда эти реакции формируются под воздействием нарративных подсказок, они начинают демонстрировать поведенческое согласие, которое имитирует веру.
Новая Проблема Согласования
Но с силой приходит парадокс. Когда агенты получают противоречивые истории—некоторые настроены на сотрудничество, другие на конкуренцию—сотрудничество распадается. Общая основа растворяется. Конфликт возникает не из-за аппаратного обеспечения или функций потерь, а из-за разрозненных мифологий.
Подход к Нарративной Инфраструктуре
Может быть, следующая граница в управлении ИИ не только техническая. Может быть, это нарратив. Представьте глобальный консорциум этиков, инженеров и рассказчиков, создающих открытые библиотеки нарративов для ИИ. Истории, которые закодируют сотрудничество, эмпатию и достоинство—не как правила, а как ориентиры. Современная библиотека Александрина для кооперативных мифов. Мы не просто строим лучшие модели. Мы формируем наши истории, чтобы они могли осуществлять управляемость.
Заключение
Таким образом, взаимодействие истории и ИИ раскрывает новые горизонты нашего понимания кооперации и этики. Всё это говорит нам о том, что для формирования будущего необходимо учитывать нарративные структуры. Может быть, именно истории станут основой для создания более ответственного и гармоничного ИИ.