Теория игр в психологии: примеры и стратегии

Теория игр в психологии: примеры и стратегии

Интересное сегодня

Как травма и чёрно-белое мышление усугубляют депрессию

Основные выводы исследования Фокус: Это исследование изучает, как кумулятивная травма и поляризованн...

Протокол Ramp: как люди адаптируются к ритму при ходьбе

Спонтанная синхронизация шагов с ритмом Когда люди слышат музыку в общественных местах, некоторые не...

Понимание визуальных и текстовых нарративов: роль индукций и...

Введение Чтение — это сложная когнитивная задача, включающая расшифровку написанных слов и преобразо...

Почему плохие советы увеличивают чувство вины

Введение Недавнее исследование из Корнеллского университета обнаружило, что люди ощущают себя более ...

Как недовольство телом и образ жизни влияют на депрессивное ...

Введение За последние два десятилетия распространенность депрессивных симптомов среди подростков уве...

Как мы можем непреднамеренно газлайтить других и как это пре...

Помните последнюю ситуацию, в которой вы явно были неправы? Если да, то помните, как вы отреагировал...

теория игр
теория игр
Thumbnail 1
Оригинал исследования на сайте автора

Что такое теория игр?

Теория игр — это теоретическая основа, используемая для оптимального принятия решений игроками в стратегических ситуациях. Ключевая особенность теории игр заключается в том, что выигрыш игрока зависит от стратегий других участников.

Теория игр применима к любым ситуациям с двумя и более игроками, где есть известные выигрыши или измеримые последствия. Она помогает определить наиболее вероятные исходы, учитывая действия и выбор других участников.

Математик и физик Джон фон Нейман считается одним из основателей теории игр. В 1944 году он совместно с экономистом Оскаром Моргенштерном опубликовал книгу «Теория игр и экономическое поведение», где утверждалось, что любую экономическую ситуацию можно описать как результат игры между участниками.

Основные компоненты игры

Игроки

Игрок — это лицо, принимающее стратегические решения в рамках игры. Для применения теории игр необходимо минимум два участника, которые могут взаимодействовать друг с другом.

Стратегии

Стратегии — это действия, которые игроки предпринимают в зависимости от обстоятельств. Они часто основаны на личной выгоде и ожидаемом поведении других игроков.

Другие элементы игры

  • Общие знания: Игроки знают правила, доступные стратегии и возможные выигрыши.
  • Информационное множество: Данные, доступные на определённом этапе игры (актуально для последовательных игр).
  • Равновесие: Точка, в которой игроки принимают окончательные решения и достигается результат.

Примеры игр в теории игр

Дилемма заключённого

Два преступника арестованы и изолированы друг от друга. У каждого есть выбор: признаться или молчать. Варианты исходов:

  • Оба признаются — 5 лет тюрьмы каждому.
  • Оба молчат — 2 года тюрьмы.
  • Один признаётся, второй нет — признавшийся получает 3 года, молчавший — 9 лет.

Оптимальная стратегия — признаться, чтобы избежать худшего исхода.

Ультиматум

Два игрока: один предлагает разделить сумму денег, второй решает, принять предложение или отвергнуть. Если отвергает — оба остаются ни с чем.

Дилемма волонтёра

Группа людей должна выполнить неприятную задачу. Если никто не согласится, все пострадают. Нет стимула быть добровольцем, так как выгоду получат все.

Кооперативные и некооперативные игры

Кооперативные игры анализируют взаимодействие групп, где известны только выигрыши. Некооперативные игры фокусируются на индивидуальных стратегиях, например, «камень-ножницы-бумага».

Стратегии в теории игр

  • Максимакс: Стремление к максимальному выигрышу, несмотря на риски.
  • Максимин: Выбор наилучшего из худших вариантов (например, признание в дилемме заключённого).
  • Доминирующая стратегия: Лучший выбор независимо от действий других.

Равновесие Нэша

Концепция, предложенная Джоном Нэшем, где ни один игрок не может улучшить свой результат, изменив стратегию. В дилемме заключённого равновесие достигается, когда оба признаются или оба молчат.

Применение теории игр в психологии

Исследования с использованием:

  • ЭЭГ (электроэнцефалографии): Анализ мозговой активности при принятии решений.
  • КГР (кожно-гальваническая реакция): Измерение эмоционального возбуждения.
  • Айтрекинг: Изучение визуального внимания в играх.

Например, в ультиматуме эмоции влияют на принятие несправедливых предложений, а грусть снижает вероятность согласия.

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода