Альтернативная коммуникация для детей с аутизмом: барьеры и возможности для родителей

Альтернативная коммуникация для детей с аутизмом: барьеры и возможности для родителей

Интересное сегодня

Влияние температуры горячего воздуха и толщины ломтиков на к...

Введение Дыня Хами (Канталупа) — популярный фрукт, выращиваемый в тропических регионах и имеющий ком...

Эффективность программ поддержки психического здоровья для с...

Профессиональный стресс у сотрудников исправительных учрежденийСотрудники исправительных учреждений ...

Травма семей заложников: жизнь в ожидании

Введение Семьи заложников в Газе переживают жуткие испытания, связанные с неопределенной утратой. С ...

Как агрессия влияет на репродуктивный успех: связь между агр...

Введение Изучение связи между наследуемыми поведенческими чертами и эволюционной приспособленностью ...

Мигрень и сопутствующие симптомы: как улучшить качество жизн...

Введение Мигрень — это тяжелое неврологическое расстройство, характеризующееся повторяющимися головн...

Этапы формирования привязанности по Боулби и Шефферу с Эмерс...

Ключевые выводы Джон Боулби изучал связь между матерью и ребёнком и её влияние на психологическое ра...

figure 1
figure 1
Thumbnail 1
Оригинал исследования на сайте автора
Читать короткую версию
Кликните еще раз для перехода

Аутизм и альтернативная коммуникация

Аутизм — это форма нейроразнообразия, характеризующаяся особенностями социального взаимодействия, наличием глубоких интересов и предпочтением предсказуемых действий и рутин (Pellicano & den Houting, 2022). Во многих странах, включая США, Великобританию, Австралию и Новую Зеландию, часть аутичных людей и их близких предпочитают использовать идентификационный язык (например, «аутичный человек») вместо языка, ставящего личность на первое место (например, «человек с аутизмом»). Это связано с тем, что аутизм воспринимается как неотъемлемая часть их идентичности (Bury et al., 2022; Kenny et al., 2016; Monk et al., 2022).

Многие аутичные дети имеют особенности коммуникации, и исследования показывают, что около 25–30% из них демонстрируют ограниченную или отсутствующую речь к моменту поступления в детский сад (Anderson et al., 2007; Posar & Visconti, 2022; Tager-Flusberg & Kasari, 2013). Для таких детей аугментативная и альтернативная коммуникация (AAC) может стать важным инструментом общения (Beukelman & Light, 2020; Light & McNaughton, 2012).

Роль родителей в успешном использовании AAC

Родители и опекуны играют ключевую роль в успешном внедрении AAC. Исследования показывают, что эффективность AAC повышается, если система соответствует потребностям семьи и может использоваться в домашней среде (Anderson et al., 2014; Bailey et al., 2006). Однако отсутствие учета семейных целей и приоритетов может привести к отказу от AAC (Doak, 2021; Moorcroft et al., 2019a).

Барьеры и возможности

Среди основных барьеров, с которыми сталкиваются родители, выделяют:

  • Недостаток знаний о AAC среди специалистов.
  • Сложности в доступе к услугам, особенно в сельской местности.
  • Отсутствие персонализированных и культурно адаптированных систем AAC.

С другой стороны, ключевыми факторами успеха являются:

  • Поддержка со стороны профессионалов.
  • Индивидуальный подход к настройке AAC.
  • Обучение родителей и других членов семьи.

Эмоциональное благополучие и AAC

Использование AAC не только улучшает коммуникацию, но и оказывает значительное влияние на эмоциональное благополучие родителей и детей. Родители испытывают радость и гордость, когда их ребенок успешно использует AAC для выражения своих потребностей. Однако отсутствие эффективной коммуникации может вызывать стресс и тревогу.

«Когда мой сын пытается общаться, я чувствую гордость… это дает надежду» (Мама 5-летнего аутичного мальчика, Sun et al., 2023).

Профессионалы должны учитывать не только технические аспекты AAC, но и его влияние на качество жизни семьи.

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода