Как формируется тревожно-амбивалентная привязанность у детей: признаки, причины и стратегии помощи

Как формируется тревожно-амбивалентная привязанность у детей: признаки, причины и стратегии помощи

Интересное сегодня

Типы матерей: Как их понимание может повлиять на ваши отноше...

Введение Понимание типов матерей может значительно повлиять на наши отношения и общее эмоциональное ...

Использование анализа эмоциональной мимики в взаимодействии ...

Введение В последние годы приложения для здоровья стали популярными благодаря своей роли в улучшении...

Исследование нейронных адаптаций в краткосрочном обучении же...

Введение Когда мы думаем о языке, мы обычно представляем себе устную и слуховую коммуникацию. Однако...

Как улучшить распознавание фейковых изображений с помощью ме...

Влияние медиаграмотности на распознавание фейковых изображений Современные технологии искусственного...

Как полюбить себя: советы от Тивалолы Адеайо

Введение В эпоху социальных сетей, где часто формируются завышенные стандарты, многие сталкиваются с...

Преимущества оценки мастерства в экшн-видеоиграх для предска...

Введение Видеоигры привлекают внимание миллионов людей и исследователей, которые изучают их влияние ...

модели привязанности в работе
модели привязанности в работе
Thumbnail 1
Оригинал исследования на сайте автора

Что такое тревожно-амбивалентная привязанность

Дети с тревожно-амбивалентным стилем привязанности демонстрируют сильное беспокойство, когда их опекун уходит, но остаются безутешными при его возвращении. Они боятся быть брошенными, но не могут доверять постоянству своего опекуна.

Тревожно-амбивалентная привязанность — один из типов ненадежной привязанности, описанных Джоном Боулби в 1950-х годах в рамках его теории привязанности.

Отличия от других стилей привязанности

Тревожно-амбивалентная привязанность существенно отличается от других типов ненадежной привязанности — избегающей и дезорганизованной.

Сравнение с избегающей привязанностью

В то время как тревожно-амбивалентные дети жаждут близости, но реагируют непоследовательно — одновременно ища и отвергая утешение от опекуна — дети с избегающей привязанностью обычно сохраняют эмоциональную дистанцию и минимизируют зависимость от опекунов. Они кажутся равнодушными во время разлуки и воссоединения.

Сравнение с дезорганизованной привязанностью

Дезорганизованная привязанность характеризуется непоследовательным и часто противоречивым поведением, включая страх или смешанные реакции по отношению к опекунам. Обычно это результат травмирующего опыта или серьезных нарушений в поведении опекуна.

Понимание этих различий помогает опекунам и специалистам точно идентифицировать тревожно-амбивалентную привязанность и подбирать соответствующие стратегии поддержки.

Признаки тревожно-амбивалентной привязанности

Ключевые черты, которые могут указывать на тревожно-амбивалентный стиль привязанности у ребенка:

  • Прилипчивость к опекунам
  • Страх перед незнакомцами
  • Сильный стресс при разлуке с опекунами
  • Трудности с утешением — ребенка сложно успокоить
  • Проблемы в отношениях с другими детьми
  • Ограниченное исследование окружающей среды
  • Трудности с регуляцией негативных эмоций
  • Общая тревожность

Беспокойство при разлуке

Ребенку с тревожно-амбивалентной привязанностью очень трудно отпустить опекуна при расставании. Он может отказываться идти в школу или оставаться с кем-либо, кроме основного опекуна, демонстрируя крайние признаки стресса.

Примеры:

  • Плач, крики или цепляние за родителя при расставании в школе
  • Отказ от ночевок без родителей

У таких детей часто развивается сепарационное тревожное расстройство (СТР) — тревожное расстройство, обычно диагностируемое в раннем детстве.

Отвержение опекуна

Ребенок часто отвергает опекуна при его возвращении. Он может чувствовать обиду, отвержение и злость, сохраняя эти чувства несмотря на попытки утешения.

Примеры:

  • Отталкивание родителя
  • Отворачивание от родителя после его возвращения
  • Избегание зрительного контакта при воссоединении

Такого ребенка может быть очень трудно утешить — кажется, что ничего не помогает.

Ограниченное исследование среды

Дети с тревожно-амбивалентной привязанностью часто неуверенно исследуют мир. Им трудно играть самостоятельно без постоянного подкрепления и внимания опекуна.

Примеры:

  • Игра только на тех участках детской площадки, которые ближе к воспитателю
  • Нежелание присоединяться к группам без знакомого сверстника

Они могут казаться необщительными и испытывать трудности в установлении дружеских отношений.

Поиск внимания

В попытке сохранить связь с опекуном ребенок может использовать эмоциональные стратегии для привлечения внимания. Он может быть настолько сосредоточен на получении внимания взрослых, что испытывает трудности с концентрацией и усвоением инструкций, постоянно задавая вопросы, чтобы убедиться, что его заметили.

Получив внимание опекуна, ребенок часто не хочет отпускать его из страха потерять снова.

Зависимость от других

Тревожно-амбивалентные дети часто слишком тревожны, чтобы делать что-то самостоятельно, и могут постоянно просить о помощи. Это включает потребность в присутствии «безопасного человека» в любых ситуациях.

Кроме того, такие дети не могут самостоятельно регулировать свои потребности и часто полагаются на других в этом процессе.

Примеры:

  • Просьбы к учителю или другу завязать шнурки
  • Необходимость присутствия родителя или брата/сестры для засыпания

Причины тревожно-амбивалентной привязанности

Возможные причины формирования этого стиля привязанности:

Непостоянное воспитание

Воспитание является непостоянным, когда есть периоды поддержки и отзывчивости к потребностям ребенка, но в другое время опекун может быть холодным, нечутким или эмоционально недоступным.

Ребенок может запутаться в отношениях с опекуном, который постоянно посылает смешанные сигналы. Эта непоследовательность затрудняет предсказание поведения родителя, что усиливает неуверенность и тревогу.

Эмоциональная дистанция

Эмоционально отстраненный или пренебрегающий опекун может оставить ребенка с чувством незащищенности и нестабильности. Если опекун не удовлетворяет эмоциональные потребности ребенка, особенно в моменты стресса или тревоги, эти чувства могут усугубляться.

Навязчивое воспитание

Навязчивый опекун может иметь слабые эмоциональные границы, вмешиваться в психическое состояние ребенка и быть чрезмерно опекающим. Ребенок может чувствовать себя подавленным и лишенным пространства для роста.

Навязчивое воспитание может включать «зеркалирование» — когда опекун отражает эмоции ребенка, усиливая его негативные реакции вместо их успокоения. Например, если ребенок тревожится, тревожится и опекун; если ребенок плачет, плачет и опекун.

«Эмоциональный голод» опекуна

Когда опекуны ищут эмоциональную или физическую близость с ребенком для удовлетворения собственных потребностей, это называется «эмоциональным голодом». Если опекун использует ребенка для собственного удовлетворения, он может пренебрегать его эмоциональными и физическими потребностями.

Ребенок не получает необходимой любви и привязанности и может вырасти, ставя потребности других выше своих.

Тревожно-амбивалентные опекуны

Если у ребенка тревожно-амбивалентный стиль привязанности, вероятно, его опекун также имеет этот стиль. Это связано не с генетикой, а с повторением поведенческих паттернов через поколения.

Более широкий контекст и факторы риска

Социально-экономические стрессоры, такие как бедность или нестабильность жилья, могут усиливать родительский стресс и приводить к непоследовательному уходу. Травма, включая семейные конфликты, потерю родителей или наблюдение насилия, также может нарушить чувство безопасности ребенка.

Культурные ожидания относительно эмоционального выражения и практик ухода также влияют на формирование привязанности. Например, в некоторых культурах принято коллективное воспитание, что может влиять на восприятие ребенком постоянства опекуна.

Влияние на психическое здоровье

Дети с тревожно-амбивалентной привязанностью часто испытывают трудности с регуляцией эмоций, что приводит к плохой психологической адаптации. Этот стиль привязанности связан с:

  • Депрессией
  • Тревожными расстройствами
  • Обсессивно-компульсивным расстройством
  • Посттравматическим стрессовым расстройством
  • Пограничным и истерическим расстройствами личности
  • Суицидальными мыслями

По сравнению с надежно привязанными детьми, у тревожно-амбивалентных детей выше уровень школьной и социальной фобии в более позднем возрасте. Теория привязанности предполагает, что ранний непоследовательный уход делает таких людей склонными к гиперболизации стресса для получения заботы, что способствует развитию тревожных расстройств.

Практические стратегии для опекунов

1. Поддерживайте постоянство и предсказуемость

Установите предсказуемые рутины для повседневных активностей. Например, четко сообщайте планы: «После ванны мы почитаем твою любимую книгу, а потом будем спать».

2. Признавайте и подтверждайте чувства

Подтверждайте эмоции ребенка без их обесценивания. Например: «Я знаю, что тебе грустно, когда я ухожу, и это нормально. Я скоро вернусь, а ты будешь в безопасности».

3. Спокойно реагируйте на стресс

Сохраняйте спокойствие и терпеливо успокаивайте ребенка. Например, если он сопротивляется воссоединению, мягко скажите: «Я здесь, когда будешь готов к объятиям».

4. Мягко поощряйте независимость

Поддерживайте постепенную самостоятельность. Например: «Я буду здесь наблюдать. Давай попробуем играть пять минут».

5. Показывайте здоровые эмоциональные реакции

Демонстрируйте собственные стратегии регуляции эмоций: «Сегодня я немного волновался, поэтому глубоко дышал, чтобы успокоиться».

Короткие версии статей можно найти в телеграм-канале.

Посмотреть канал
Кликните еще раз для перехода