
Интересное сегодня
Связь между невротическими чертами и PTSD у женщин с раком м...
Введение Рак молочной железы занимает одно из первых мест среди злокачественных опухолей в мире. По ...
Сила самопрощения
Сила самопрощенияКак клинический психолог с более чем 30-летним опытом работы, я имел привилегию слу...
Сиротство как психологический феномен
Когда я был ребенком, я часто фантазировал, что мои родители, спящие в соседней комнате, не были мои...
Анализ сети взаимосвязей между ошибками, самоэффективностью ...
ВведениеВ современной медицине медсестры сталкиваются с серьезными вызовами, связанными с развитием ...
Механизмы обновления убеждений при большом депрессивном расс...
Введение Большое депрессивное расстройство (БДР) — это изнурительное состояние, которое значительно ...
Потенциал мобильных приложений для развития компетенций псих...
Введение В подготовке психологов важно акцентировать внимание на развитии компетенций и методологий,...
Введение
Представьте себе виртуальный мир, где каждое ваше движение отслеживается, ваши эмоции анализируются, а подсознательные предвзятости выходят на поверхность. Нет, это не сюжет научно-фантастического фильма — это передовая наука в области социальных исследований. В нашем новом исследовании мы изучили, как виртуальная реальность (VR) может помочь нам понять стереотипы и предвзятости, измеряя активность мозга и эмоциональные реакции во время смоделированных межгрупповых встреч.
Стереотипы и эмоциональные реакции: сложные взаимосвязи
Стереотипы — это не просто идеи о других, они сопровождаются глубокими эмоциональными реакциями, которые влияют на то, как мы ведем себя по отношению к разным группам. Люди склонны воспринимать и стереотипировать социальные группы на основе теплоты (доброжелательны ли они или угрожают?) и компетентности (способны ли они или некомпетентны?). Эти восприятия, в свою очередь, вызывают эмоциональные реакции, такие как восхищение, жалость, презрение или даже отвращение.
Например, группы, воспринимаемые как низкие по теплоте, но высокие по компетентности, могут вызывать зависть, в то время как те, которые низкие и по теплоте, и по компетентности, как правило, вызывают презрительные реакции. Традиционные исследования предвзятости основывались на опросах, в которых участников просили сообщить о своих чувствах по отношению к различным группам. Но у этих методов есть свои ограничения. Люди часто сталкиваются с трудностями в точном описании или воспоминании своих собственных предвзятостей, и их ответы могут быть искажены социальными ожиданиями — желанием казаться более толерантными, чем они есть на самом деле.
И вот здесь на помощь приходит виртуальная реальность.
Виртуальные встречи в действии
В этом эксперименте мы создали иммерсивные 360-градусные VR-сценарии, где участники, все являющиеся представителями этнического большинства Финляндии, наблюдали за видео-ситуациями, в которых участвовали представители различных социальных групп. Участники видели аватары финнов, сомалийцев, россиян и бразильцев, подходящих к ним и медленно входящих в их личное пространство. В то же время активность их мозга измерялась с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), чтобы отслеживать эмоциональные реакции в реальном времени.
Почему VR?
В отличие от традиционных методов исследований, VR делает опыт более реальным. Иммерсивная природа VR означает, что реакции участников являются более инстинктивными, ближе к тому, что они могли бы чувствовать в реальном лицом к лицу взаимодействии, что было бы невозможно изучать через фМРТ. Анализируя нейронные реакции, исследование могло обойтись без самоотчетов об предвзятостях и запечатлеть искренние эмоциональные реакции.
Сила близости: когда стереотипы становятся личными
Результаты исследования выявили замечательные закономерности. Когда участники встречались с представителями групп, воспринимаемых как низкие по теплоте и компетентности — такими как те, кто стереотипируется как некомпетентные или угрожающие — возникали чувства дискомфорта и даже презрения. В отличие от этого, группы, воспринимаемые как доброжелательные, но менее компетентные, вызывали смешанные эмоции, включая как счастье, так и беспокойство.
Интересно, что эмоциональные реакции изменялись с течением времени. В первые секунды встречи реакции в значительной степени определялись предвзятыми стереотипами. Однако, когда аватары приближались, близость играла основную роль в модуляции эмоций. Чем ближе становился представитель группы с негативным стереотипом, тем больший дискомфорт испытывали участники. Это говорит о том, что физическая близость со стороны представителя другой группы может восприниматься как угроза даже в виртуальной среде.
Что это значит для сокращения предвзятости
Эти результаты имеют важные последствия. Прежде всего, они подтверждают, что стереотипы не просто существуют как абстрактные идеи — они глубоко связаны с нашими эмоциями и реакциями. Более того, они показывают, что VR может быть мощным инструментом для изучения этих предвзятостей в контролируемой, но реалистичной обстановке.
Может ли VR также помочь уменьшить предвзятость? Возможно. Тщательно разрабатывая виртуальные взаимодействия, способствующие сотрудничеству, а не угрозе, исследователи и педагоги могут со временем перезагрузить предвзятости. Если близость вызывает негативные эмоции, возможно, длительное воздействие положительных межгрупповых взаимодействий в VR может иметь противоположный эффект — делая членов других групп более знакомыми и менее угрожающими.
Заключение
В заключении, исследование показывает, что виртуальная реальность может раскрыть сложности наших эмоциональных реакций на межгрупповые взаимодействия и стереотипы. Ее потенциал можно использовать не только для изучения предвзятости, но и для ее уменьшения, формируя более положительное взаимопонимание между различными социальными группами.