
Интересное сегодня
Как учиться на ошибках: Практическое руководство от Эми Эдмо...
ВведениеЭми Эдмондсон, профессор Гарвардской школы бизнеса, известна своими исследованиями в области...
Животные персонажи в детских книгах улучшают навыки теории с...
Детские книги полны животных персонажей, чьи похождения захватывают сердца и вдохновляют воображение...
Влияние физической активности на одиночество у студентов: ме...
Введение Физическое и психическое здоровье студентов становится все более важной темой для обществен...
Как дискриминация влияет на субъективное благополучие студен...
Введение С ростом числа студентов с инвалидностью в китайских вузах, становится все более актуальным...
Понимание ума вашего ребенка
Введение Маленькие дети часто вызывают недоумение у родителей, ведь они действуют не всегда логично....
Проблема отвлечения: почему удаление смартфона не улучшает п...
Введение Неудивительно, что наши смартфоны стали источником постоянного отвлечения. Наша зависимость...
Важность пространственного слуха
Пространственный слух является важной частью нашей повседневной жизни, поскольку он позволяет локализовать источники звука и улучшает понимание речи в сложных условиях (Litovsky et al., 2021). Это исследование сосредоточено на пространственном слухе в горизонтальной плоскости. Слушатели с нормальным слухом полагаются на два бинауральных признака для горизонтальной локализации—а именно, на интерауральную временную разницу (ITD, Interaural Time Difference), разницу во времени прихода звука к каждому уху, и интерауральную уровень разницу (ILD, Interaural Level Difference), разницу в уровне звукового давления, полученном в обоих ушах (например, Stecker & Gallun, 2012).
Влияние тренировки на пространственный слух
Мы заинтересованы в том, как вклад этих двух признаков в локализацию может быть изменён обучением. Такое изменение может помочь при локализации звуков в сложных условиях, в которых вклад бинауральных признаков часто не оптимален (например, Ihlefeld & Shinn-Cunningham, 2011) или при использовании слуховых устройств, таких как кохлеарные импланты, которые ограничивают доступ к одному из признаков (например, Laback et al., 2004).
Теория дуплекса в локализации звука
В то время как ITD доминирует в восприятии на низких частотах (и широкополосных звуках), ILD доминирует на высоких частотах. Это известно как теория дуплекса локализации звука (Ahrens et al., 2020; Klingel & Laback, 2022; Macpherson & Middlebrooks, 2002; Strutt, 1907). Традиционно, это соотношение бинауральных признаков измерялось с помощью настройки участниками одного из признаков, пока стимул с фиксированным значением другого признака не будет воспринят как центральный, что даёт соотношение торговли (например, Deatherage & Hirsh, 1959). Однако этот метод приводит к более сильной атрибуции к регулируемому признаку из-за смещения внимания (Lang & Buchner, 2008) или адаптации, специфичной для признаков (Moore et al., 2020).
Влияние окружающей среды на бинауральные признаки
Хотя соотношение бинауральных признаков в основном зависит от частотного состава звука, существуют и другие влияющие факторы. Например, соотношение также зависит от общего уровня звука (David et al., 1959; Deatherage & Hirsh, 1959), интеркликационного интервала звуковых сигналов (Stecker, 2010) или акустических характеристик помещения (Ihlefeld & Shinn-Cunningham, 2011; Rakerd & Hartmann, 2010). Кроме того, наблюдается значительная вариация между участниками (Klingel et al., 2021; Macpherson & Middlebrooks, 2002).
Адаптация в локализации звука
Эта зависимость от стимулов, окружающей среды и личных факторов не удивительна, учитывая, что слушатели адаптируются к изменениям признаков при локализации звуков (см. обзоры Carlile, 2014; King et al., 2011; Wright & Zhang, 2006). Такая адаптация может быть результатом перенастройки (то есть, построения новых ассоциаций между признаками локализации звука и их соответствующими местоположениями в пространстве; например, Shinn-Cunningham et al., 1998) или повторного взвешивания (то есть, увеличения относительного веса неизменённых или надежных признаков по сравнению с изменёнными или ненадёжными признаками).
Методики проведения экспериментов
В данном исследовании мы вводим протокол тренировки для повторного взвешивания бинауральных признаков, который использует простую задачу дискриминации слева/справа и одновременные адаптивные лестницы 2 вниз-1 вверх для увеличения веса ITD или ILD. Мы оцениваем его на звуковых сигналах, для которых закрепление бинаурального веса было успешно обеспечено с помощью аудиовизуальной тренировки (Klingel et al., 2021), чтобы проверить, можно ли достичь повторного взвешивания с помощью этого протокола, который не требует сложного оборудования виртуальной реальности (и, следовательно, может быть реализован на обычном настольном компьютере/планшете/мобильном телефоне).
Участники
В эксперименте участвовали 36 участников (возрастной диапазон: 19–58 лет; 18 женщин). Четырнадцать участников были распределены в группу ITD, 11 — в группу ILD (каждая группа тренирована для увеличения веса соответствующего признака), в то время как 11 участников входили в контрольную группу без тренировки. Все кроме трёх участников имели нормальный слух (≤ 20 дБ HL на частотах от 250 до 8000 Гц). У оставшихся трёх участников пороги были ≤ 35 дБ HL, но ≤ 20 дБ HL на центральной частоте используемых в данном исследовании стимулов.
Оборудование и стимулы
Во время эксперимента участники сидели за столом внутри звукоизолированной кабины, содержащей дисплей, клавиатуру и наушники. Эксперимент контролировался компьютером, установленным вне кабины и работавшим с помощью программного обеспечения, написанного на MATLAB с использованием Psychtoolbox-3 для управления экспериментом, генерации стимулов и сбора ответов. Бинауральные звуковые сигналы генерировались с помощью внешней звуковой карты (RME Fireface 400) и воспроизводились через наушники (в группе контроля и ILD использовались Sennheiser HD 800 S, а в группе ITD - Audeze LCD-X, которая проводила исследование после других групп).
Процедура эксперимента
Эксперимент проводился в течение трёх последовательных дней. В первый день все участники прошли подготовку для того, чтобы познакомиться с задачей, и прошли первую оценку (предварительное тестирование). Кроме того, участники, принадлежащие к одной из тренировочных групп, провели свою первую тренировочную сессию. На второй день только участники, принадлежащие к одной из тренировочных групп, посетили и завершили вторую тренировочную сессию. На третий день участники, принадлежащие к одной из тренировочных групп, провели свою третью тренировочную сессию, и все участники прошли вторую оценку (посттест).
Обсуждение обнаружений
Наша работа показала, что модификация веса бинауральных признаков может быть достигнута с помощью простой задачи дискриминации. Тренировка может быть более доступной для широкой аудитории, включая нормально слышащих людей, которые, возможно, не используют оптимальное взвешивание признаков в различных условиях. Учитывая это, дальнейшие исследования могут сосредоточиться на том, как переобучение может помочь пользователям слуховых аппаратов установить более эффективные стратегии обработки звуковых сигналов.