
Интересное сегодня
Исследование взаимодействия людей и роботов в уходе за пожил...
Введение Исследование взаимодействия человека и робота в уходе за пожилыми людьми, акцентирующее вни...
Новая методика визуализации: D-PSCAN и ее значение для психи...
Введение Исследования показывают, что взаимодействие между мозгом и органами тела имеет важное значе...
Влияние родительского поведения на экранное время детей до 5...
Введение В современном обществе дети дошкольного возраста (т.е. дети до 5 лет) неизменно подвергаютс...
Аномальный аудиовизуальный конфликт у пациентов с болезнью П...
Введение Болезнь Паркинсона (БП) является распространенным нейродегенеративным расстройством среди п...
Проблемное использование социальных сетей связано с верой в ...
Введение Согласно новому исследованию, проведенному учеными Университета штата Мичиган, индивиды, ис...
Социальные навыки младенцев в условиях небезопасности
Введение Новое крупное международное исследование, проводимое Университетом Уппсалы в сотрудничестве...
Введение
Взгляд говорит больше, чем тысяча слов. Эта хорошо известная пословица подчеркивает важность выражений лиц в социальных взаимодействиях – знание, которое также имеет эмпирическую поддержку (Bologna et al., 2012; Jankovic, 2015). Как утверждают Jarraya et al. (2020), мимические выражения не только дают информацию о когнитивной активности, намерениях, личностных чертах и психопатологии, но, прежде всего, передают эмоциональное состояние человека. Способность интерпретировать мимику и распознавать эмоции других является, следовательно, важнейшим компонентом социальной компетентности (Kuhlmann и Margraf, 2023).
Влияние контекста на восприятие сообщений
Мимически передаваемая информация также играет свою роль в коммуникационном квадрате по Schulz von Thun (1981), который делит множество возможных сообщений на четыре стороны, тем самым разделяя их значимости. Когда люди общаются, согласно этой модели, сообщения всегда воспринимаются в четырех аспектах: содержательном, относящемся к отношениям, самовыражении и призыве. Таким образом, сообщение воспринимается, в большей или меньшей степени, на этих четырех уровнях (Preuß-Scheuerle, 2016).
Четыре уха, как метафора восприятия
В этом контексте метафорически говорится о четырех ушах, на которых принимается сообщение (Schulz von Thun, 1981). Это поднимает вопрос о том, какие факторы влияют на то, как сообщение воспринимается, то есть на какой из четырех сторон оно фокусируется. Schulz von Thun (1981) говорит о квалификации сообщения между уровнем сообщения и метауровнем: языковые и неязыковые компоненты сообщения взаимно дают получить интерпретационные подсказки о том, как оно может восприниматься. Четыре фактора, согласно Haley (1978), которые влияют на интерпретацию сообщения и к которым обращается Schulz von Thun (1981), называются квалификаторами и состоят из контекста, интонации, формулировки, а также мимики и жестов.
Факторы, влияющие на интерпретацию сообщений
Контекст, в котором сделано замечание, значительно влияет на интерпретацию (Haley, 1978). Представим, что мужчина говорит своей жене: «Я только что получил удовольствие всей своей жизни». При мытье посуды на кухне это заявление, вероятно, будет интерпретировано женой иначе, чем во время сноркелинга в совместном отпуске. Также форма изложения квалифицирует. Например, если человек отвечает на вопрос о своей болезни фразой «Я в ужасном состоянии», он иронизирует свою болезнь с помощью риторического приема гиперболы (Schulz von Thun, 1981).
Влияние интонации и жестов
Относительно квалификации через интонацию Schulz von Thun (1981) приводит пример принцессы, которая с холодным голосом прощается с нежеланным гостем, несмотря на её содержательную доброжелательность: «Мы будем рады вас видеть!» Это также демонстрирует, как мимика и жесты значительно влияют на интерпретацию. Schulz von Thun (1981) иллюстрирует это с помощью примера женщины с грустным выражением лица, которая говорит: «У меня все в порядке». В этом случае выражение лица противоречит содержанию речи, и получателя отправленного сообщения может больше воспринять именно невербальные сигналы.
К концепции коммуникационного квадрата
Коммуникационный квадрат, впервые представленный в 1974 году на семинаре для руководителей, включает как теоретические предположения, так и эмпирические данные, подтверждающие его применение в различных контекстах (Schulz von Thun, 1981). Сегодня он является стандартным содержанием профессионального обучения и находит широкое применение в командах и организациях (von Schulz и Институт, 2024). Однако эмпирическая проверка модели льгот по практическим данным пока не реализована (Röhner и Schütz, 2020).
Фокус на негативных эмоциях
Эта работа стремится предпринять первый шаг к эмпирическому исследованию коммуникационного квадрата в соответствии с четырьмя квалификаторами в соответствии с Haley (1978). Сосредоточение на негативных базовых эмоциях гнева, страха и печали обусловлено тем, что они чаще встречаются в повседневной жизни, чем, например, отвращение (Zelenski и Larsen, 2000). Мы сосредоточимся на отрицательных выражениях эмоций из-за более сильного воздействия на восприятие сообщений (Baumeister et al., 2001). Количественное исследование с использованием онлайн-анкеты даст возможность ответить на общий вопрос о том, какое влияние имеют негативные эмоциональные мимические выражения на восприятие сообщения в рамках содержательной, ориентированной на отношения, самовыражения и призыва.
Методология исследования
Влияние трех негативных эмоциональных мимических выражений (грусть, страх и злость) на восприятие сообщений было исследовано с использованием количественного дизайна исследования, реализованного через компьютерную онлайн-анкету с программным обеспечением Unipark (компания Tivian). Для набора участников было привлечено опросное учреждение Savanta.
Группы участников и анализ данных
Согласно проведенному анализу мощности, для выявления даже небольших эффектов необходима выборка N = 250. В финальный анализ включено 266 участников: 129 женщин и 137 мужчин. Результаты анализа выявили значимые отличия в интерпретации на содержательной, ориентированной на отношения и самовыражающие стороны коммуникационного квадрата в зависимости от эмоциональных выражений.
Результаты исследования
Результаты опроса подтвердили гипотезу о том, что новости, представляемые через грустные, злые или испуганные мимические выражения, значительно менее воспринимаются как сообщение о содержании, по сравнению с нейтральной мимикой.
Заключение и практическое применение
В данной статье подчеркивается важность невербальной коммуникации в межличностных взаимодействиях. Полученные данные подчеркивают необходимость осознания эмоций и их мимических проявлений, особенно в профессиональной среде, где влияние мимики на восприятие сообщений может быть решающим для успеха организации.